Золотарёвка. Горькая правда древнемордовской пензенской Земли


Наткнулся на статью под названием "Роль Золотой Орды в укреплении русского государства". Название уже смешное, а вот содержание не очень.

Однако организаторы праздника упорно не хотят замечать того факта, что в 2013 году исполняется 700 лет принятия ислама Золотой Ордой в качестве государственной религии. Юбилейная дата также связана с началом правления девятого хана Золотой Орды Султана Мухаммеда Узбека (1313—1341) и основанием города Мохши (Нуриджан, Наручадь), располагавшегося на территории современного села Наровчат Наровчатского района Пензенской области. Именно там, по сути, и находилась ставка хана Узбека до завершения строительства столицы империи джучидов Сарая аль-Джадид. Напомним, что именно хан Узбек за 350 лет до основания Пензы создал на территории Среднего Поволжья серьезный центр политического, экономического, духовного и культурного развития Золотой Орды.

Время правления хана Узбека историки называют эпохой наивысшего расцвета городской культуры и подъема военной мощи Золотой Орды, укрепления ее международного авторитета в глазах стран Европы и Азии. Об этом свидетельствуют дипломатические отношения Орды с Византией, Индией, странами Западной Европы и мамлюкским Египтом. Это хану Узбеку удалось ликвидировать в Орде феодальные распри и добиться ее подъёма. При нем же начали развиваться особо доверительные отношения с русскими князьями.

Хан Узбек упразднил баскачество и передал право взимать дань вассальным князьям, которых наделял ярлыками на княжение. Он был одним из первых чингизидов, который открыто поддержал московских князей в их многолетней борьбе с тверчанами за великокняжеский престол в древнем Владимире. Первые столетия своего существования Москва еще не была отдельным княжеством и принадлежала владимирским князьям. Политическая и военная поддержка Золотой Орды сыграла большую роль в возвышении московского княжества, что способствовало объединению русских земель под эгидой Москвы.


Вот так, ни много ни мало. А что же на самом деле было с приходом Золотой Орды на эти земли, мокшанские земли.

«И он (Менгу-каан) пробыл там то лето, а после того, в такику-иле, то есть в год курицы, соответствующий 634 г.х. (=4.IX.1236 – 23.VII.1237 гг.) сыновья Джучи – ату, Орда и Берке, сын Угетай – каана – Кадан, внук Чагатая – Бури и сын Чингиз-хана – Кулькан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими. Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войной на русских». Так писал в «Сборнике летописей» персидский историк Рашид ад-Дин о событиях 1237 года (Рашид ад-Дин, 1960. С.36).

Память об этих событиях нашла свой отклик и в документах XVII века: «по второй перешод реку Волгу, а Дону реки не дошадь, прмеж рек Хопра и Суры, чрез реки Лесной и Польной Воронежи, на Ряские и на Рязанские и на Щацкие места, которую Сакмою и Батый в войну на Русь шол» (Известия ТУАК, 1982, Вып.33. С.49).


Всю осень монгольские войска простояли у восточных границ Руси, и у них было достаточно времени, чтобы уничтожить все города и села Верхнего Посурья и Примокшанья. Результаты этого погрома довольно часто встречаются в ходе археологических исследований памятников XI-XIII веков, расположенных на этой территории (Белорыбкин, 1995). На них фиксируется прекращение жизни в начале XIII века, сопровождаемое следами пожарищ в сочетании с монгольскими наконечниками стрел. 

 
Расположенное в верховьях р.Суры (приток р.Волги), Золотаревское поселение, на территории которого в 1237 году разыгралось сражение между защитниками крепости и войском монголо-татар.

Само поселение, состоящее из городища и трех селищ, было известно давно. В 60-х годах XX века его исследовал пензенский археолог М.Р. Полесских, который уже тогда отмечал множество следов гибели крепости в результате монгольского нашествия (Полесских, 1971). Городище располагалось на мысу, и было защищено четырьмя крепостными стенами поперек мыса и одной стеной по краю, от которых до настоящего времени сохранились валы со рвами. Вместе с селищами, раскинувшимися через овраг, Золотаревское поселение сопоставимо с приличным восточноевропейским городом. Раскопки на городище позволили обнаружить детали оружия, массу сгоревшего зерна и человеческих останков, что характерно для погибших городов. Однако, подлинные масштабы трагедии, разыгравшейся на берегах р.Суры, удалось раскрыть только в конце XX века.

 

Оказалось, что территория, на которой произошла военная катастрофа, выходит далеко за пределы крепости. Останки убитых людей были обнаружены на площади 10 000 кв.м. Тела погибших воинов и жителей поселения так и остались до сих пор не захороненными, что очевидно связано с уничтожением не только этого города, но и всех окружающих поселений (Белорыбкин, 2001).
Такое тотальное уничтожение поселения связано с тем, что его жители, по-видимому, оказали упорное сопротивление. Многие средневековые авторы отмечают, что города, оказавшие монголам сопротивление, подвергались жестокому избиению, а сам город полностью разрушался. Если же жители города добровольно сдавались, то иногда монголы ограничивались просто грабежом. В то же время в штурме городов они активно использовали пленников и союзников, которые под руководством монгол шли на гибель. Войско, как правило, шло широкой лавиной, и было разделено на множество небольших отрядов, которые, тем не менее, вполне успешно разоряли всю округу и брали города.
Один из таких отрядов напал на Золотаревское поселение. Одни жители успели спрятаться за крепостными стенами, другие были убиты в своих домах. Штурм крепости, очевидно, был непродолжительным, поскольку оказались не использованы запасы зерна и животных в крепости, а деревянные строения были сожжены. Помимо этого у стен крепости имеются многочисленные следы конных стычек между завоевателями и защитниками.
Плано Карпини оставил подробное описание тактики осады укреплений монголами: «Укрепления они завоевывают следующим образом. Если встретится такая крепость, они окружают ее; мало того, иногда они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха: сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь, мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают его в растопленном виде на дома; и везде где огонь попадает на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо…» (Плано Карпини, 1997. С.56-57). Была сожжена и золотаревская крепость. Помимо останков людей на поле боя осталось большое количество оружия, частей доспеха и деталей конской упряжи. Одних только наконечников стрел на сегодняшний день насчитывается около 1000 штук, из которых более 200 характерны для монгольской армии. Особо следует выделить и детали сабельного оружия, число которых превышает количество этого вида оружия со всех поселений Древней Руси, а также множество деталей кольчужного и пластинчатого доспеха. В целом вполне очевидно, что основными участниками штурма были всадники и лучники.
Мы видим, что эти носители стабильности и государственности на поверку оказываются всего лишь человеконенавистнеческой массой, которая устроила геноцид мокшанского народа.

Так что если будет поставлен памятник всяким монголо-татарам, то это будет памятник фашистам. А вот памятник жертвам этой агрессии, в лице мокшанского народа поставить должно и чем скорее, тем лучше.

http://purgine.livejournal.com/122892.html

 

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008