ЖЕРНОВА МОРДВИНИЗАИИ И АССИМИЛЯЦИИ




…Спасибо русским учителям, за принесенную нам, «мордве», высокую русскую культуру…

История свидетельствует, что с конца ХIХ в. эрзянский народ подвергался массовой ассимиляции. Конечными пунктами назначения ассимилированных эрзян являлись: этнографическая группа мордвы и русская нация. Стоит отметить, что в эрзянской среде процесс ассимиляции сопровождался активной тенденцией к «русоподобию».
Строительство национального - государственного образования в 20- х г. прошлого века отчасти затормозило русификацию эрзян, но при этом существенно увеличило мордвинизацию.
Существенно повлияло на мордвинизацию эрзян название, данное вновь созданному автономному образованию, - «Мордовия». В пределах данной автономии эрзяне и мокшане объявлялись «коренным народом», а все остальные группы народов – «некоренным населением». Для «коренных» предусматривался комплекс культурных и политических преимуществ, с помощью которых пытались резко увеличить численность и значение «национальных кадров» в системе органов государственной власти, в сфере культуры и т.д.
Автономия «Мордовия», объединившая два народа, превратилась в МОР-2 для этих обоих народов, так как произошло огосударствление этничности эрзян и мокшан. Этот процесс был далеко не случайным явлением, впоследствии он превратился в важное направление внутренней политики государства. Наглядным подтверждением тому служит введение в 1932 году в СССР гражданских паспортов с графой «национальность». С этого момента фиксация этнической принадлежности стала обязательной, и осуществлялась согласно специальной инструкции, суть которой сводилась к принудительному навязыванию этничности «мордвин».
Однако, несмотря на это, процесс ассимиляции эрзян в русский народ не был окончательно остановлен, и особенно активно проходил за пределами Мордовии.
Сегодня уже уверенно можно говорить о культурном, гражданском и политическом характере этих процессов.
Переход в русский этнос длительный период был единственно возможным избавлением от позорной клички «мордва», именно поэтому было бы неверным однозначно оценивать стремление эрзян к «русоподобию» как этническую ассимиляцию.
Несмотря на многолетнее навязывание «мордовской этничности», в сознании эрзян не произошло ее укоренения. Именно поэтому, вместо маркера «мордвин», эрзяне используют этноним «русский», отказываясь от насильственно навязанной принадлежности. Таким образом, данный выбор можно считать вполне осознанным. В результате уже со второй половины ХХ в. проводимые переписи населения начали фиксировать заметное сокращение численности «мордовских» эрзян.
Значительную роль в этом сокращении сыграли и процессы перемещения сельского населения в города, где эрзяне стали интегрироваться в полиэтничные городские сообщества.
Данные последней переписи говорят о значительном сокращении мордвы – на 230 тыс. человек (снижение составило 21,4%).
В то же время последние переписи зафиксировали и рождение эрзянской идентичности, а, следовательно, и эрзянского самосознания. Результат не заставил себя долго ждать, и в начале 90-х гг. прошлого века эрзянский народ уверенно заявил о возврате своего исторического имени ЭРЗЯ, " в 1995 г. это было официально зафиксировано в "Декларации об официальном названии эрзянского народа.
В последствие в среде эрзянского народа возникло активное движение за возрождение этноса. Активные участники возрождения создали общественную организацию "Масторава", и обрушились градом критики на чиновничий аппарат республики, обвиняя в равнодушном отношении к судьбе эрзянского народа.
Чиновники в свою очередь не заставили себя ждать, и ответили с помощью административных и силовых ресурсов, заметно снизив количество эрзянских пассианариев в государственных структурах национальной автономии. Их места заняли ставленники административно-силовых структур. Именно тогда в Мордовии прорисовалась фигура М. Мосина: "Его появлению предшествовала череда непонятных смертей избранных руководителей мордовского движения - Надькина Д.Т. и Чиняева Н.И.... Среди не многих манкрутов, которые нанесли столько вреда эрзянам, -Мосин явный лидер". (МИХАИЛ МОСИН. ПОЛИТИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. В.Арзамаскин).
В то самое время, когда эрзянская интеллигенция из-за административного и силового давления утратила силу, в Мордовии вновь создается мощное движение по ассимиляции эрзян. И вновь "единое" автономное объединение стало серьезной угрозой для существования эрзянского этноса.
Так как в паспортах граждан РФ графа национальность была отменена, власти Мордовии решили действовать более коварными методами: они поставили задачу перед придворными историками найти обоснование мнимому эрзяно-мокшанскому единству в прошлом, чтобы навсегда закабалить эрзян вредоносным этнонимом "мордва".

Продолжение следует.......

Сергу Терюшань
04.09.2010, Н.Новгород
 




Звуковой файл.Терюшань Сергу берет интервью у Н.Мокшина. Обратите внимание на мою выдержку....

Скачать Мокшин.wav с WebFile.RU

 

 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   октябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter