Заселение Эрзянь Мастор

Ранняя история  предков Эрзя, прослеживается с эпохи мезолита - среднекаменного века (7-12 тысяч лет назад). Уже к концу этой эпохи древние финно-угры расселились на территории от Зауралья до Восточной Прибалтики. В период неолита - новокаменного века (5-7 тысяч лет назад) эрзя в Среднем Поволжье и Прикамье были представлены племенами волго-камской культуры. В конце III - первой половине II тысячелетия до н.э. в Верхнем и Среднем Поволжье проживали племена волосовской культуры.

Основополагающее участие в формировании древней эрзя приняли племена городецкой культуры, проживавшие с VIII века до н.э. по начало нашей эры в западной части Среднего Поволжья и переднем Поочье. В первых веках нашей эры из городецкой этнической общности выделяются отдельные группы племен, в том числе и эрзя. Характерные признаки эрзянской культуры становятся устойчивыми примерно с середины III века н.э. Эрзянские племена до IV века н.э. занимали обширную территорию Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Среди них выделялись южная группа племен в Верхнем Посурье (так называемая пензенская), другая проживала на Нижней Суре и в бассейнах рек Теша, Пьяна, Мокша и Цна. В бассейне Средней Оки проживали так называемые рязанские племена, которые по своему происхождению, культуре и, возможно, языку были близки эрзя. Одни исследователи отождествляют их с эрзей, другие - с мещерой (Мещера - финно-угорское племя, жившее в бассейне Средней Оки, было ассимилировано русскими. Часть мещеры по-видимому участвовала в этногенезе эрзя).

Начавшееся в IV веке н.э. изменения в составе населения Восточной Европы отразились на эрзянском народе. Увеличивается плотность эрзянского народа населения в Верхнем Посурье из-за прихода новых родовых групп с Нижнего Примокшанья и Средней Оки.  Часть рязано-окских племен продвигается в Нижнее Примокшанье, где приняли участие в сложении древней мокши. Другая их группа устремляется в бассейн Нижней Оки, где участвует в формировании муромы (Мурома - часть эрзянского народа, жившее в Окско-Сурском междуречье, к началу II тысячелетия н.э. было ассимилировано русскими. Часть муромы переселившись в Примокшанье приняла участие в сложении древней мокши).

  Археологические раскопки показали, что на территории нашего края в III – II тысячелетии до нашей эры жили племена балахнинской неолитической культуры. Свое название она получила по наиболее типичной стоянке, раскопанной близ современного города Балахна. Селились балахнинцы небольшими поселками по 25-30 взрослых человек. Селения располагались компактными группами. Кроме окрестностей Балахны (Большое Козино, Малое Козино), археологи открыли такие группы в районе городов Павлово, Дзержинск (Гавриловка, Желнино, Володарск), Городец (Серковская, Сокольская), Н. Новгород (в Сормове, Молитовке, на Моховых горах). Стоянки балахнинцев были найдены на реке Линда (Линдовская, Остреевская), в Поветлужье, в долине реки Теша и в других местах. Балахнинцы были охотниками и рыболовами. Судя по найденным орудиям, они умели шлифовать, полировать, долбить и пилить камень, изготовлять глиняную посуду. Им было известно плетение из растительных волокон. Во второй половине II тысячелетия до нашей эры они научились выплавлять металл, знали мотыжное земледелие, занимались животноводством. В нескольких километрах на юго-восток от станции Сейма археологами был обнаружен Сейминский могильник, который относится к XV - XII векам до нашей эры. Здесь были найдены обломки сосудов, бронзовые литые долотообразные втульчатые топоры, большие наконечники копий, ножи, кинжалы. Вместе с бронзовыми орудиями были обнаружены и кремниевые: наконечники стрел, пилки и обломки сверленых орудий. Кроме того, были и неожиданные находки – предметы из нефрита, янтарная бусина, хотя месторождений нефрита и янтаря на территории области нет. Находки этой стоянки свидетельствуют об обширных связях древних людей от северных морей до Средней Азии и Байкала. Наиболее ценные материалы вошли в экспозицию Государственного исторического музея в Москве. О быте и занятиях людей бронзового и железного веков рассказывают раскопки и других стоянок и могильников: Чуркинский могильник (район г. Балахны), Сергачский могильник, открытый в Кожиной слободе (I - III века н.э.), Гагинский и Хиринский – близ города Арзамас (середина I тысячелетия нашей эры), Богородское, Русинихинское, Одоевское, Чертово городища на Ветлуге.В I тысячелетии нашей эры вдоль рек Теша, Пьяна, Алатырь, Кудьма, Ока жили мордовские племена. В Поветлужье – марийские. Небольшую территорию по Оке до впадения ее в Волгу занимала мурома.
 Взято с сайта администрации Н.Новгорода

 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   сентябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter