ЗАГАДКА ПАМЯТНИКА. Разгадана директором музея "Эрзянской Культуры"

Эта история может выглядеть розыгрышем, но она нашла благотворную почву в эрзянской душе усмотревшей истину в изложенных фактах людей далеких от истоков эрзянской культуры и знания языка.

 

                                                   Героиня эрзянского народа.

            Московский писатель Митряшкин (Тимин) Т.Н. долго вынашивал замысел показа героической эпохи народной войны 1670-71 годов. Вышла в свет его повесть «Горит эрзяния», посвященная личности необыкновенно отважной женщины, которая успешно командовала войском в несколько тысяч человек, одержала блестящую победу под селом Поя земли Эрзянь Мастор, над регулярными царскими войсками. Образ Олёны – ушмодея глубоко запал в душу. От имени музея эрзянской культуры в начале этого года выходил с предложением к московским эрзянским общественным движениям  совместно установить памятный знак великой соплеменнице Олёне Арзамасской в вершине речки Астра, где несколько лет назад восстановлены нами Олёнины колодцы, место встречи с Разинской конницей. Но, увы, от столичных эрзян глухое молчание. И вот, новая ласточка, Петрянь Андю журналист из С.Петербурга, передает мне листки – ксерокопии статьи Александра Косарева: «Загадки каменного идола» опубликованного в журнале «Чудеса и приключения» 2008г. № 4 стр.46-49. Некий рыбак, как излагает в статье Косарев, в конце 2007 года прислал ему любопытное письмо, где сообщает о находке громадного каменного яйца, нанесенной на ней криптограммой, в просторечии именуемой тайнописью. А также еще одного яйца, поменьше без изображения и метрового каменного куба. Разобраться в находках рыбак сам не смог. Поиски сопутствующего клада не привели к успеху. Автор статьи  сделал вывод, это не что иное, как памятник Олёне Арзамасской, сподвижнице Степана Разина. Памятник могли воздвигнуть оставшиеся в живых ее соратники. Но осталась не раскрытая тайна криптографической надписи, поэтому обращается ко всем читателям помочь разгадать многовековую загадку. Текст заговорил на эрзянском языке. По-видимому, надо быть эрзянином, чтобы понять душу предков. Прошло три столетия, а разобраться в тайнописи хватило трех минут. На следующее утро в Москву «дедушке на деревню» полетело заказное письмо до востребования. А.Косарев не указал своего адреса, а только почтовый индекс. Закралось сомнение, а не выдумка ли это автора, но откуда ему знать стиль эрзянской графики. Слепой рисунок для А.Косарева фиксирует космогонические представления предков, известные ныне немногим, но самое главное в расшифровке текста эмоциональный дух времени и доказательство, Олёна – эрзянка. Поэтому уважаемый читатель выношу это, как факт.

            Географическое нахождение находки памятника где-то на востоке Рязанской области. Как это могло все произойти? Представим себе грозный 1670 год. Вторая половина сентября. На вершине речки Астра у древней керемети произошло объединение войска Олёны – ушмодея  с разинской конницей. В следующий день в 30 км от этого места, в окрестностях села Поя, первая стычка с регулярными царскими войсками. За сентябрьский короткий день трижды возгоралось жестокой сечей. Царские ратники панически бежали с поля боя побросав пушки, провизию, раненых. Победа была явной, но горькой. Погибли опытные разинские атаманы. Собрала на подводы раненых, убитых Олёна двинулась в сторону Темникова. В снежную, холодную пору враги Олёну пленили, публично живую, сожгли в срубе. Преследуемые карателями разинцы метались по всему Поволжью, уходили за Волгу и далее. Близкие соратники Олёны обосновались в глухом месте Рязанской земли. Укрепились в своей кородоме небольшим поселением, занимались литьем жернов для мельниц и огнеупорного кирпича для печей, тем и кормились вплоть до Пугачевского восстания. Об этом говорит найденный там медный пятак 1768г. чеканки.

            Литые каменные яйца – это эрзянские космогонические представления, раздел мира на мир бога, мир людей, мир умерших предков. По всей видимости, на склоне крутого оврага было построено святилище, своеобразный памятник Олёне. Каменный более метра куб – символ сруба, в котором сожгли героиню, на нем водружен символ вечности  2,5 каменной яйцо, разделенное на три части линией. В верхней части лицо святой в мире бога. В средней части в мире людей текст для живых и в нижней части в мире предков без изображения. Еще одно, поменьше яйцо, найденное рядом, также разделенное линией по полам без изображения. Скорее всего, на нем жгли свечи. И так, лик Олёны под аркой Инешкипаза. Рисунок вдавлен в камень. Овал лица венчает густая шапка  волос. Брови, глаза, нос, рот выполнены черточками, ничего лишнего. Волосы поддерживает длинная линия, или гривна, или девичья повязка. Средняя полоса камня, текст в две строчки, вдавлены глубоко. Верхняя  выполненная кириллицей читается сразу ЭРЗоЯАВАЙ,  после ЭРЗ, родовой знак или прием древнего эрзянского письма, под чертой символ умершего, т. е она в тона чи (на том свете). Вторая строчка латинские буквы. Она указывает на иной способ прочтения. Если каждая буква изначальна слова и … текст пошел : « ЭРЗянь оймине АВАЙ ВЕСЕНЕ ТОН ЦИДЯРДОМА ДУГАЙ ТОЛОКС ОЙМЕСЭ АШТЯТ» Вот и вся разгадка, но прежде чем ставить точку, придется признаться, пока не отыщутся описуемые камни, выглядит все неправдоподобно.

                                                                                             Директор музея эрзянской культуры

                                                                                             Николай Аношкин 24.10.2008

 

 

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter