ЮНЕСКО и коренные народы

Резюме: Образование играет важную роль в вопросах содействия осуществлению прав коренных народов. Международное сообщество уделяет все больше внимания праву коренных народов на образование, благодаря которому можно содействовать популяризации культурных ценностей, знаний и языков и способствовать их сохранению. В результате этой деятельности коренные народы используют свое право на разработку просветительских программ, имеющих отношение к культуре. Кроме того, образование способствует повышению информированности коренных народов об их правах человека и позволяет им более активно участвовать в жизни общества, если они этого желают, сохраняя при этом свою уникальную культурную самобытность. Кроме того, образование может помочь народам, не являющимся коренными, более глубоко познать историю, культурную жизнь и права коренных народов.

Право на образование и культуру является одной из основных проблем для коренных народов во всем мире, поскольку их родные языки, знания и практика частично или полностью утрачены во всех регионах мира. Причины такой утраты многочисленны и разнообразны, и в их число входят насильственное изгнание коренных народов со своих земель, насильственное отчуждение детей коренных народов от своих семей, дискриминационная политика, которая исключает использование коренными народами своих языков, и политика ассимиляции, которая исключает воспитание коренного населения в духе уважения своей культуры.

Коренные народы в настоящее время играют активную роль в реализации своего права на развитие, соблюдение и пропагандирование своих традиций, обычаев и обрядов. Под правом на образование коренных народов понимается право на все уровни и формы образования, включая доступ к образованию на их родных языках, и право на создание своих собственных систем и учреждений просвещения и управления ими. Таким образом коренные народы осуществляют свое право на возрождение, использование, развитие, популяризацию и передачу будущим поколениям своих родных языков, письменности и литературных традиций.

Международное сообщество признает право коренных народов на образование, при котором обеспечивается уважение их культурного наследия. Право на самоопределение включает в себя право коренных народов прививать свои культурные ценности, передавать знания, практику и языки в рамках своих традиций. Это включает право всех детей коренных народов на образование, предоставляющее возможность наиболее полного овладения родным языком и обретения грамотности на этом языке, а также на языках, на которых говорят более широкие слои населения.

Образование содействует поощрению и защите наследия коренных народов на основе повышения информированности о различных культурах. Представители коренных народов сотрудничают с правительствами и учебными заведениями в целях обеспечения включения в учебные программы предметов, связанных с воспитанием в духе уважения их культуры и наследия. Доступ к образованию является для коренных народов столь же важным, поскольку это содействует их полному и равноправному участию в жизни более широких слоев общества. Что касается коренного населения, которое оказалось вне своей традиционной культурной среды, то доступ к образованию может обеспечить возможность изучения им своего культурного наследия, а также возрождения и сохранения знаний и практики, принадлежащих исключительно их народу. Образование может также способствовать популяризации знаний и пониманию культуры и прав коренных народов среди некоренных народов, содействуя тем самым укреплению духа терпимости и примирения.

В 1993 году представители коренных народов собрались в Австралии, с тем чтобы приступить к разработке декларации о правах коренных народов на образование. Цель декларации состоит в том, чтобы содействовать признанию права коренных народов на образование, соответствующее их культуре. Коренные народы также отстаивают их права в области образования и обмениваются накопленным ими опытом в области образования на международных конференциях.

Право на образование

Право на образование признается в ряде международных документов по правам человека, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Венскую декларацию и Программу действий и Всемирную декларацию об образовании для всех. В Конвенции о правах ребенка указывается, что образование является социальным и культурным правом; что все дети имеют право на обязательное и бесплатное начальное образование, а также на доступ к среднему, профессиональному и высшему образованию; и что все дети имеют право на получение знаний о своей религии, языке и культуре как составной части своего образования. В проекте декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов особо отмечается, что коренные народы имеют право брать на себя определенную долю ответственности за воспитание и образование своих детей, с тем чтобы их культурные ценности, знания и языки передавались от поколения к поколению.

Чрезвычайно важно, чтобы коренные народы продолжали передавать свои традиционные знания и уклад жизни в соответствии со своими обычаями. В целях защиты самобытности культур коренных народов правительства некоторых стран проводят консультации с представителями коренных народов, с тем чтобы история, культура и образ жизни коренных народов воспринимались правильно и с учетом их культурной ценности. В некоторых случаях правительства помогают общинам коренного населения создавать свои собственные школы, с тем чтобы дети могли изучать свой родной язык и традиционную культуру, а также культуру более широких слоев общества, в котором они живут.

Право на культурную жизнь

Право на участие в культурной жизни общества означает, что коренные народы имеют право использовать свои традиционные обычаи и ценности без дискриминации в более широкой политической, экономической, социальной или культурной жизни страны, в которой они живут. Право коренных народов в полной мере принимать участие в своей традиционной культурной жизни признается в ряде международных документов по правам человека, включая Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт по экономическим, социальным и культурным правам и Конвенцию Международной организации труда № 169. В проекте декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов утверждается, что коренные народы имеют право сохранять свои богатые и разнообразные культуры путем развития, соблюдения и пропагандирования своих духовных и религиозных традиций, обычаев и обрядов, а также содержания в должном порядке священных и церемониальных мест и объектов и их защиты.

Международное признание права на образование и культуру

Права коренных народов на образование и сохранение и развитие своей культуры признаются во многих международных документах по правам человека. В них закрепляется право коренных народов не подвергаться дискриминации и, следовательно, пользоваться широким доступом к образованию и участию в культурной жизни.

Ряд учреждений Организации Объединенных Наций содействуют развитию культуры коренных народов путем образования. Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) оказывает помощь в реализации программ в области образования детей в странах Латинской Америки, Азии и Африки, в которых главное внимание уделяется потребностям детей коренных народов. ЮНИСЕФ сотрудничает с правительствами в целях расширения доступа к начальному образованию для всех детей, проводит обзоры и вносит изменения в школьные учебные программы и выпускает учебные материалы. В рамках программы «Образование в целях развития» ЮНИСЕФ осуществляет мероприятия по решению проблем и активизации деятельности на уровне общин, с тем чтобы молодежь могла противостоять нетерпимости и расизму.

ЮНЕСКО является основным учреждением Организации Объединенных Наций, занимающимся вопросами образования, культуры и науки. Оно осуществляет широкий круг мероприятий, касающихся коренных народов и имеющих важное значение с точки зрения защиты их культуры и образа жизни. Организация осуществляет программы, которые могут способствовать защите культурного наследия, языка и знаний коренного населения. В связи со своим широким мандатом она приняла также правовые нормы и рекомендации.

Организации системы Организации Объединенных Наций: как извлекать пользу от взаимодействия с ними

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

Устав Организации был утвержден на Лондонской конференции в ноябре 1945 года, он вступил в силу 4 ноября 1946 года, когда 20 государств сдали на хранение документы о его принятии.

В настоящее время членами Организации являются 188 государств (по состоянию на 19 октября 1999 года).

Основная цель деятельности ЮНЕСКО состоит в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности во всем мире путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и коммуникации в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций для всех народов мира без различия расы, пола, языка или религии.

В целях осуществления своего мандата ЮНЕСКО выполняет пять основных функций:

• Перспективные исследования: какими должны быть формы образования, науки, культуры и коммуникации в мире в ближайшем будущем?

• Распространение, передача знаний и обмен ими: использование главным образом результатов научных исследований, подготовки кадров и преподавательской деятельности.

• Деятельность по установлению стандартов: подготовка и утверждение международных документов и статутных рекомендаций.

• Знания и опыт: предоставление государствам-членам в связи с их политикой и проектами в области развития в форме «технического сотрудничества».

• Обмен специальной информацией.

 
 
12.11.2017
 Мерянский сайт вновь заработал
5.11.2017
 Время, вперёд!
30.10.2017
 Потребительская кооперация. Возрождение...
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»

<<   ноябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter