Ташто од ие таусяй-морамот марто!

 

Мария Павлова. Святки. Ряженные.

 

Когда-то, смешав древние этнические традиции с праздником, введённым в России Петром I, получили нечто необычное — гуляния с ряжением, сопровождающие проводы старого года и встречу нового по старому стилю. В советское время это считалось глупым "пережитком" прошлого, но, тем не менее, в 1930-80 годах ряженых в вывернутых наизнанку тулупах можно было увидеть практически в каждой эрзянской деревне.

Интересными воспоминаниями об этой традиции делится житель Нижнего Новгорода Михаил Репин:

«Ездил к матери в деревню, вспомнили, что в ночь на старый новый год в деревне у нас жгли костры, и мы, мальчишки, бегали по деревне с факелами и пели Таусей, собирали по домам сюкорки. К сожалению, никто точно не знает смысл этого слова. Когда-то, читая Ходжу Насретдина,  к своему удивлению обнаружил, что Соловьев описывает дедушку Турахона, аналога русского Деда Мороза, и в песенке, которую пели ему дети, есть слова "таусей, таусей". Прав Саят Хамзаулы, жители Средней Азии с нашими предками имели очень тесный контакт. (http://temirjan.ru/contacts). Прилагаю текст нашей деревенской таусейки, то, что нам с мамой удалось вспомнить.

 

Эрзянь Таусей

 

Таусей, Таусей кудыкеле варсей

Ой бабакай пильгень палсть

Якинь сюро пурнамо

Гулька ливтязь

Зерна капоць

Шкизе яжызе

Прякакс панизе

Пецкас тонгизе

Пецкасто таркизе

Вальмалангс путызе

Пишки лепешки

Дай бабай орешки

Ки максы вишпряка

Сень церазо дрищака

Ки максы сюло

Сень церазо туло

 

Мама говорит, что ее бабушка знала вариант на русском языке очень смешной и интересный, но сама вспомнить не смогла. Интересно было бы узнать другие варианты, пусть откликнутся читатели».

А вот, что пишут исследователи мордовского фольклора об этих гуляниях прошлых веков: "Это песни-моления в честь бога-покровителя свиней Таунсяя (Тувонь паза). Обряды сопровождались песнями-таунсяями, которые во многом напоминают колядки.

 

Тавунся! Бабушка, отвори, ноги замерзли!
Тавунся! Куда ты, милый, ходил?
Тавунся!
Ходил просо смотреть.
 Тавунся! Какое, милый, просо?
Тавунся! С яичный желток зерно.
Тавунся! С большой пирог колос.
Тавунся! С оглоблю стебель.
Тавунся!  Лутушки, лутушки.
Тавунся!  Давай, бабушка, пирожок!


Мордовские песни-таунсяи более древнего происхождения, чем колядки, которые возникли на основе новогодних песен-таунсяев путем приурочения к рождественским дням и замены припева «таунся» словом «коляда».

К этому событию, как и на Рождество, забивали свинью. Если хозяева не могли себе позволить заколоть подряд двух животных, то они оставляли от рождественской свиньи ножки. Тувонь паза молили уберечь свиней от волков, а также дать как можно больше поросят: «черных и белых, каких сам любишь». В жертву божеству в хлеву оставляли сви-ные уши, ноги и хвост.

В предновогодний вечер дети совершали обход домов, исполняя таусяи. Их, как и на Рождество, одаривали. Им давали лепешки, свиные ножки, кашу. Обойдя всю деревню, дети съедали эти приношения. Остатки трапезы отдавали обычно молодняку: телятам, поросятам, ягнятам, но не старому скоту".

А вот как эти гуляния, возродившись лет 15 назад, проходят в наши дни в Зубово-Полянском районе. В ночь с 13 на 14 января, как только стемнеет, по улицам посёлков и деревень района начинают разгуливать странные существа в немыслимых одеждах. Передвигаясь от дома к дому, они заходят во дворы, стучат в двери и ... поют. Хозяева открывают двери и награждают поющих специально припасаемыми к этому дню сладостями, пирогами, пряниками, а порой и деньгами. Называётся всё это действо та?сить. Никто не может объяснить, что означает это слово. Но все дети с измальства усваивают : "Чтоб старый год хорошо проводить — нужно сходить пòтаусить". Так мордовское слово таусяя изменилось по законам русских морфоэпических норм. Русские же, изменив слово на удобный лад, восприняли этот мордовский языческий обычай и с удовольствием участвуют в его исполнении, не понимая его сути и значения — весело, "прикольно" да и ладно ... И теперь песня-тауся исполняется в сверхкратком варианте, это даже не песня, а своеобразная краткая рифмовка.

В эту ночь над посёлком со всех сторон несётся :

"Ўси-та?си, жареные гуси ....."

http://zubova-poliana.narod.ru/life-60.htm

 

Обнаружили мы и современную песню-таунсяй « Тауся» в исполнении Надежды Бабкиной:

А за окном одна красавица скучает.
Ой – ли- лей- ля
Ты- на- ры –на – ра - да
Молодая кровь, да по сердцу гуляет
Ой-ли-лей-ля
Лай-ла-ла-ла
Ах, что за молодец у дома ходит, бродит
Ой – ли - лей- ля
Ты – на - ры – на- ра- да
Может счастье свое ищет, не находит
Ой-ли-лей-ля
Лай-ла-ла-ла
Глазами поманила
Ла-ла-ла-ла-ла
Ласкала и любила до утра

Тауся - дома ли хозяин
Тауся - нету дома
Тауся - куда пошел
Тауся - на базар пошел

Пирогами, чаем угощала
Ой – ли- лей- ля
Ты- на- ры –на- ра- да
А под вечер баньку обещала
Ой-ли-лей-ля
Лай-ла-ла-ла
Глазами поманила
Ла-ла-ла-ла-ла
Ласкала и любила до утра до утра
Да, да, да, да до утра

Тауся - зачем на базар
Тауся - дрова купить
Тауся - зачемэ дрова
Тауся- печку топить.
Тауся, зачем, а печку
Тауся - пиво варить
Тауся - зачем пиву
Тауся праздник встречать
Праздник встречать гостей привечать

Пожалуйста, откликнитесь, кто знает  другие варианты песен-таусяев! И, конечно же, желательно на эрзянском языке или любом ином из группы мордовских языков – это для нас будет особенно ценно!

 
Гавриил Никитич Горелов. Ряженые в деревне. 1906

 

Пояснение от Тузура: 

 

 

"....Мордовские песни-таунсяи более древнего происхождения, чем колядки, которые возникли на основе новогодних песен-таунсяев путем приурочения к рождественским дням и замены припева «таунся» словом «коляда»."
"КОЛЬСЬ"=ИСПОРТИЛСЯ, «КОЛЭ»=ИСПОРТИТСЯ, «КОЛЯДЭ» = испортится, если не выполнить определённых действий. «КОЛЯТ» = «ИСПОРТИШЬСЯ» т.е. звучит как предупреждение: либо потеря нравственных устоев, либо изменение физического состояния - потеря здоровья. И несколько видоизменённое слово "КОЛЯДКИ" – произносим как «КОЛЯТКИ».
КОЛИМА, КОЛЯДУМА, - все эти слова обозначают действие, связанное с внутренним состоянием человека или какого-либо предмета. "АЛС, СЫВИЛЬСЬ КОЛЬСЬ = ЯЙЦО, МЯСО ПРОТУХЛО". Если говорить о человеке, то это изменение в психике человека... Вот таким образом - одни изображали нечисть, другие каким-либо угощением "откупались" от порчи - и проходило это действо. От рождества до крещения "разгул" не чистой силы, народ в шутливо-серьёзной форме "обыгрывал" эту ситуацию и таким образом "отводил" от своего дома нечисть.
МОЛИТВА= МОЛИТЬ+аВА – путь к богу, идущие к богу, к «отцу». В фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы», Исус Христос обращается к богу : «АВА!»=ОТЕЦ! – на арамейском языке…
Является ошибочным: противопоставлять древние верования христианству, т.к. одно «вытекает» из другого...

 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   сентябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter