Так хочет Бог?

Так хочет Бог?

Трагические подробности детских крестовых походов

 

26 ноября 1095 года в небольшом южнофранцузском городке Клермоне проходил Большой церковный собор. На нем было объявлено, что по окончании совещания прелатов Церкви перед всеми  желающими выступит Папа. Для Урбана I I на поле перед городом был сооружен специальный помост, на который он и взошел, чтобы произнести историческую речь перед собравшимися рыцарями и простолюдинами.

Это знаменательное обращение главы Церкви к народу было по сути, боевым кличем, ибо вся немногословная риторика Урбана I I была подчинена одному – призыву к защите Гроба Господня от неверных турок-сельджуков, захвативших Иерусалим со всеми христианскими святынями.

«Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет прощение грехов. Земля, которую вы населяете … сделалась тесной при вашей многочисленности; богатством она не обильна и едва дает хлеб тем, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга пожираете и кусаете … Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников.

Исторгните у нечестивого народа и подчините себе эту землю, где Иерусалим – плодороднейший перл земли, второй рай утех …»

Речь папы прерывалась возгласами слушателей : «Так хочет Бог!»

Семя, брошенное Урбаном I I в толпу , упало на благодатную почву. Уже в начале следующего, 1096 года огромные массы людей снялись с насиженных мест, бросили скот, земли и дома, дававшие им кров, и устремились в указанный перстом Папы неведомый Иерусалим со слабой надеждой на возвращение.

Оглядываясь назад, нельзя не признать, что то обращение Урбана I I  к народу было призывом отнюдь не фанатика, а хитрого, знающего проблемы своей паствы церковника и политика. Ведь отправив людей в столь безумное предприятие, он, по сути, решил, по крайней мере, две глобальные проблемы своего времени. Вспомним некоторые тезисы папского «слова».

«Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем…» Вооруженные жертвы майората ушли воевать за Гроб Господень и надолго освободили дороги Европы от своей неуемной грабительской инициативы.

Крестьяне же по наивности своей решили, что именно их, и в первую очередь их, зовет в поход за землей и волей непререкаемый авторитет Церкви.

«…Исторгните у нечестивого народа и подчините себе эту землю, где Иерусалим – плодороднейший перл земли…».

В сущности , если говорить о религиозном подвиге во имя Христа, совсем не обязательно говорить о плодородии этой земли. Теоретически для религиозного подвига больше подходит каменистая пустыня. Но нет, Папа считает нужным сказать, что земля эта плодоносна, намекая тем самым на возможность решения с помощью религиозного подвига вполне конкретных земных задач. Задача и была решена – Европа избавилась от великого множества голодных ртов. А то, что надолго остались бесприютными брошенные искателями лучшей доли семьи и земли, на то , как говорится , воля Божья.

БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ….

Первый крестовый поход, как уже было сказано, начался в 1096 году. Он положил начало целой серии походов крестоносцев не только в Иерусалим, но и на Русь. Но мало кто знает, что среди всех этих предприятий рыцарей креста и меча был еще один поход, который никак не укладывается в рамки нормальной человеческой логики. Найти ему разумное объяснение, не представляется возможным, поскольку это был крестовый поход … детей, сравнимый разве что с массовым исходом лемингов в северной тундре.

В июне 1212 года в одну из деревень близ Вандома явился мальчик-пастух по имени Стефан. Он объявил себя посланцем Бога, призванным вновь возглавить завоевание христианами Обетованной земли. Мальчик прошел по всей стране и везде вызывал бурное воодушевление своими речами и чудесами, которые он совершал на глазах очевидцев. Что это были за чудеса – хроники не сообщают. Между тем вскоре во многих местностях у него появились сверстники- проповедники, которые собирали вокруг себя толпы единомышленников  и вели их под торжественное пение со знаменами и крестами к своему вдохновителю.

Если кто спрашивал молодых безумцев, куда они идут, то получал в ответ, что они отправляются за море к Богу. Родители не могли воспрепятствовать этому безумству, поскольку в народе появилась фантастическая уверенность, что уже одной своей непорочностью дети призваны возвратить Святой гроб, потерянный по греховности их предков.

Король Франции попробовал подавить эту бессмыслицу, серьезно приказав юным глупцам вернуться домой. Часть их последовала этому приказу, но большинство не обратило на него внимания, и скоро в это фантастическое мероприятие были вовлечены и взрослые. К нему пристали священники, ремесленники и крестьяне, воры, бегущие от закона, и даже женщины и девушки.

Поход набирал силу. Во главе его был мальчик-пастух на колеснице, украшенной коврами, окруженный телохранителями.

Когда толпа достигла Марселя, два торговца рабами вызвались перевести в Сирию этих «поборников Христа» за «воздаяние Божие». Они отплыли на кораблях, два из которых потерпели крушение около острова Сан-Пьетро близ Сардинии. А остальные пять злодеи привели в Египет и продали пилигримов в рабство. Многие из них попали ко двору Халифа и отличились там стойкостью, с которой упорствовали в христианкой вере. Зато оба торговца рабами попали потом в руки императора Фридриха I I и были казнены, как того и заслужили. Кроме того, императору удалось в 1229 году заключить мир с султаном Алькамилом и вернуть на родину значительную часть этих несчастных.

Сумасбродство, охватившее французских детей, не миновало и Германию, особенно в нижнерейнских областях. Здесь в качестве посла Бога выступил мальчик Николай, которому не было и десяти лет от роду. Этим несчастным руководил его отец, тоже торговец невольниками, который пользовался бедным ребенком в своих целях. За это и был он позже повешен вместе с другими обманщиками и  преступниками.

Николай впервые предстал перед народом с крестом в виде латинской буквы «Т» , и о нем было объявлено, что он с сухими ногами перейдет море и утвердит в Иерусалиме вечное царство мира. Где бы он ни появлялся, непреодолимо привлекал к себе детей. Скоро собралась толпа в двадцать тысяч мальчиков, девочек и беспорядочного сброда.

Все двинулись на юг через Альпы. Испытания, через которые им пришлось пройти, можно себе представить даже не обладая богатым воображением. По дороге большая часть детей погибла от голода и разбойников. Тем не менее тысячи их достигли Генуи  25 августа. Генуэзцы встретили «воинство» недружелюбно и , боясь возможных неприятностей от такого странного войска, принудили их к быстрому дальнейшему походу.

Видимо, не до конца еще была испита чаша их бедствий и страданий. С великими муками добрались оборванные, изможденные пилигримы до Бриндизи. Но здесь благодаря энергии тамошнего епископа им помешали предпринять морское путешествие на Восток.

Обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска. Сотни их падали от истощения и жалким образом погибали на больших дорогах. Самая мрачная участь выпала конечно на долю девочек, к всеобщим бедам которых прибавились ужасы жестоких изнасилований.

Нескольким несчастным удалось найти приют в добрых семьях и своими руками зарабатывать себе на пропитание. В Генуе некоторые патрицианские роды ведут даже свое начало от оставшихся там немецких детей. И лишь небольшой остаток всего войска, измученный, осмеянный и поруганный, снова увидел родину. Мальчик Николай остался будто бы жив и позднее , в 1219 году, сражался при Дамиете в Египте.
 

      ВМЕСТО ЭПИЛОГА

(Вольтер. «Статьи из филосовского словаря»)

«Нынче ночью … я восхищался необъятностью миров, их путями и связями…Я был погружен в эти размышления, когда один из тех гениев, которыми наполнены межмировые пространства, спустился ко мне. Он перенес меня в пустыню, наполненную грудами окаменелых костей.

- Увы, мой архангел!- молвил я провожатому.- Куда вы меня привели?

- В пределы уныния,- мне ответствовал он.

- А откуда это бесчисленное множество мертвецов?

- Ты узнаешь это бедное человеческое существо, - ответил мне гений межмировых пространств.

 Он начал с первой груды.

- Вот эти, - сказал он, - суть двадцать три тысячи иудеев, плясавших перед тельцом, и с ними, двадцать четыре тысячи убитых, когда они возлежали с мадианитянками. Число истребленных за подобные проступки или ошибки достигает почти трехсот тысяч.

По соседству лежат останки христиан, взаимно истребивших друг друга в ходе метафизических диспутов. Они разделены на множество отдельных куч, каждая из которых вмещает в себя по четыре века. Единая куча могла бы вознестись до самых небес: следовало ее разделить.

- О боже! Почему же вы не оставляете эти страшные окаменелости сохнуть там, где увидели свет их тела?... Для чего собирать здесь все эти ужасные памятники варварства и фанатизма?

- Чтобы открыть тебе «очи».

 

Надо ли к этому что-нибудь добавлять? Пожалуй, только то, что очи наши давно открыты: и на страшные дела давно минувших лет, и на нескончаемые ужасы дней сегодняшних. Вопрос только в том: станут ли когда –нибудь эти открытые глаза зрячими, чтобы донести увиденное до нашего, увы , анемичного сознания? 

газета "Нижегородские Новости" 10 марта  2000 года.                                                                                                Вениамин Лачинов

 

 

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter