Тайна "Репчатой головы"

На территории Самарской луки довольно много топонимов странно звучащих для русского уха: Козлово Репище, Большие  Репища, Репчапре. Объясняется земная летопись так. 

«Козлово Репище – «Урочище. Определение Козлове может иметь антропонимическую (по фамилии) основу, но не исключена связь с нарицательными  "козел, коза". Обозначение "репище" неоднократно встречается в самаро-лукской топонимике». (Самарская топонимика)

Жертвенный камень в яблоневой роще

Законы топонимики гласят – изначально любое обозначение земли мотивировано. Если нет возможности понять, как переводится то или иное название, используется строго научный метод: напускается словесный туман. А читателю предоставляется почетная возможность самому дофантазировать прочитанное. Вобщем, «тайна горы Скво». Непонятно, то ли урочище наградил своим именем некий гражданин Козлов, то ли на поляне у поселка Родниковый произошла связь между козой и козлом. 

Родник у репешти

Репчапре – «Урочище в Торновском участке Самарской луки. По происхождению топоним, видимо, связан с мордовским языком, и в переводе означает  «Репчатая голова (вершина)». Сравните мордовское пря – «голова; вершина».(Самарская топонимика)

Только не пытайтесь  представить, как может выглядеть топонимический гибрид - «репчатая голова».  Не получится...

Великий и могучий в данном исследовании, нам, увы,  не помощник. И не мудрено, так как значение сих названий нужно искать не в русском и не   в  мифическом мордовском языке, которого, как известно, не существует в природе; узнать, что понимали под «репищами» коренные жители Самарской луки, поможет эрзянский язык. Основная масса «репчатых названий» распространена на юге и юго-востоке Самарской луки в районе сёл Шелехметь, Новинки, Торновое, Подгоры. Современное население сёл мокшане. В Торновом  опрошенные жители знают лишь, что «репчапре» это поляна, таковых полян много, но смысла этого слова респонденты не ведают. 

Почему? Думается, сказались на определенном историческом этапе смена культур, насильственное крещение, лихие годы антирелигиозной власти.

На "репище" два дерева: вяз с дуплом - от ветхости дерево надломилось, однако, некто заботливо скрепил его железной пластиной.

Рядом с вязом огромный дуб - "мужчина"

«Репчатые» названия к репчатому луку и к горячо любимой русским народом репе отношения не имеет. Дело в том, что «репища» это русифицированные эрзянские названия молельных полян - «репеште». Ровно этот смысл вкладывали первые обитатели села Подгоры в местные «репища»: лесные поляны, освобождённые от леса, под молельные нужды. Торновское Репчапре, изначально звучало несколько иначе: репеште чи пря, то есть молельная поляна, на солнечной вершине


Урочище Козлово Репище есть не что иное, как несколько изменённое, «косо репеште», что в переводе с эрзянского означает «где поляна для молений» - место во всех отношениях удивительное и загадочное. О нем мы расскажем позже.
 
*Мокшане из деревни Торновое во время молитв величали бога «Паз Чанка». Что за Чанка, загадка для самих молящихся. Что странно, так как Паз Чанготь означает по-эрзянски «Господи, благослови»! 

**Жители  мокшанского села Бахилово проводили обряды у двух почтенных вязов Алатезь  и Верьтезь. Причем опрошенные затруднялись пояснить почему деревья названы так, а не иначе. Эрзянский язык как всегда легко дешифрует названия:  Вере тесэ – верхнее место. Ало тесэ – нижнее место
 
Автор Олег Ракшин, г. Самара

 

excursion-63.ucoz.ru/publ/toponimika/tajna_quot_repchatoj_golovy_quot/10-1-0-37

 

 
 
12.11.2017
 Мерянский сайт вновь заработал
5.11.2017
 Время, вперёд!
30.10.2017
 Потребительская кооперация. Возрождение...
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»

<<   декабрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter