Тайна одного камня

Тайна одного камня
 
Рцы и будет-повели и созиждуся (Дмитрий Кантемир в письме Петру Великому)


Известная легенда  гласит о том, что в 1722 году Пётр Великий, проплывая мимо Морквашей,  увидел парящего в небе орла. Император приказал причалить к берегу, взобрался на Лысую гору и вырубил на скале надпись. Насколько правдоподобна эта история?  Что было написано на одном из утёсов Лысой горы у села Моркваши?


Пётр Великий дважды пересекал своё огромное государство по Волге. Во время своего первого путешествия  в 1695 году Пётр ночевал на судне у Морквашинского берега - «в 28 день  в 8-м часу проехали деревню Морквашу, и против той деревни стали на якорь для погоды; а в 3-м часу  якорь вынули и пошли в путь». На Лысую гору преобразователь не поднимался.
 



Согласно записям в походном журнале за 1722 год, император после вотчины Светлейшего Князя Меншикова -  Новодевичье, осматривал город  Самару. «10-го После полудня в 3-м часу приехали к Самаре и переменили гребцов, а Его Величество ездил осматривать того города, который огорожен досками. И после того пошли в путь и ехали всю ночь. От Новодевичья до Надеина Усолья 30-ть, от Усолья до Ширяева Буерака 30-ть, от Ширяева до Самары 30-ть». Информация о Морквашах в «урнале» царя отсутствует.


Однако, в XVIII и XIX веках весьма авторитетные люди утверждали - Пётр Алексеевич,  якобы, действительно оставил на одном из утесов Лысой горы некую надпись, о содержание которой свидетели  сообщают по-разному.

« - Вот этот самый Петров камень и есть, - ответил проводник. - Да я что-то подписи настоящей не могу найти, а она была не давно...Много такого было написано, да видно, нашинские мужики на известку отбили...На большом сером камне действительно ничего не было видно. Наконец нашли одну небольшую табличку, по выражению моего спутника. Довольно крупными латинским буквами стоял загадочный ряд: A.-N.-T.-O.-A.-N.-i; помечен был 1720 год да и только. Больше различить не было возможности. Буквы покрыла плесень, а самый камень сильно выветрился. Надпись царя Петра исчезла...» - записал Дмитрий Садовников.

 
Илья Ефимович Репин вспоминал:


«...мы узнали, что на ближайшей скале над Волгой Пётр Великий собственноручно на камне высек свое имя. Мы сейчас же туда. Здорово вспотели, пока взобрались; воротнички раскисли, сапоги ошарпались. Действительно, надпись была, хотя местами песчаник от времени и непогоды сильно выветрился, так что разобрать надпись можно было не без труда». Осматривая  загадочную надпись, думал ли молодой Репин, что фамилия человека, начертанная на скале, косвенным образом отобразится  в его творчестве?


В 1673 году,  Константин  Кантемир, во время битвы при Хотине, спас от польских гусар гарем султана Магомета IV. 

А через три года после этого, запарожские казаки написали знаменитое письмо к хозяину спасенного Кантемиром гарема, султану Магомету IV. Эту сцена запечетлена Ильей Ефимовичем Репиным в  картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

- Но при чем тут славная фамилия Кантемиров?

В 1903 году в Сборнике Отделения Русского языка и словестности Императорской академии наук были напечатаны дневниковые записи русского писателя и  переводчика Ивана Ивановича Ильинского «Notationes quotidianae».

«Ильинский Иван Иванович - писатель и переводчик. Родом из Ярославля, воспитывался в Московской духовной академии; состоял воспитателем и преподавателем словесности у князя Антиоха Дмитревича Кантемира и вместе с тем переводчиком у его отца (перевёл с латинского языка "Систему, или состояние Мухаммеданския религии", князя Дмитрия Кантемира, СПб., 1722). С 1727 г. был переводчиком при Академии наук; умер в 1737 году в Москве. Ильинский написал "Симфонию, или согласие на священное четвероевангелие и Деяния святых Апостолов"и, по всей вероятности, принимал участие в составлении изданной Кантемиром "Симфонии на псалмы". В доме Кантемира Ильинский вел дневник "Notationes quotidianae"». 

В своем дневнике Ильинский подробно описал события в которых принимал участие Светлейший  князьДмитрий Константинович Кантемир русский и молдавский политический деятель, господарь Молдавский, русский Сенатор. 


По отцовской линии потомок Чингиз-Хана и Тамерлана. Блестяще образованный человек: он кроме молдавского знал  турецкий, персидский, арабский, греческий, латинский, итальянский, русский и французский языки. Активно занимался науками, переписывался с Лейбницем. Проживая в Стамбуле, Кантемир открыл первую музыкальную школу  и ввёл в музыкальную культуру Османской империи нотную грамоту.



Несколько восточных  мелодий, записанные князем, использовал в своих произведениях Моцарт. В день смерти Дмитрия Константиновича 23 августа 1723 года в его поместье был доставлен диплом императора Священной Римской империи, возводящий Кантемира и его потомков в княжеский сан Священной Римской империи.  На стене библиотеки Сент-Женевьев  в Париже выбито имя Светлейшего князя, члена Берлинской Академии наук Дмитрия Константиновича Кантемира  рядом с именами Ньютона и Лейбница.

 

В 1722 году Дмитрий Кантемир возглавлял походную  канцелярию. «Небольшая Турецкая типография», размещенная на одной из галер, где печатались на персидском и татарском языках воззвания и манифесты Петра I, обращенные к народам Прикаспия и Северного Кавказа находилась в ведении князя. Вместе с  отцом в поход отправилась семья Кантемира: молодая супруга Анастасия Ивановна Кантемир (Трубецкая),старшая дочь Мария, сыновья Константин, Сербан и Антиох. Нужно отметить следующий факт. Флотилия судов, возглавляемых Петром Алексеевичем и Дмитрием Кантемиром вышла из Казани, где отмечалось 50-летие государя, одновременно, но плыли порознь и соединились в Астрахани с разницей в 20 дней — Кантемир приплыл позже императора. Что странно, так как Светлейший князь Кантемир, говоря современным языком, обеспечивал пропагандистское прикрытие Персидского похода и по идее, должен был возглавлять военную экспедицию. Но Кантемир не спешил, так как сложилась весьма непростая внутриполитическая ситуация: дочь Дмитрия Кантемира, Мария Кантемир, одна из самых образованных и красивых женщин Российской империи, ждала ребенка от Петра I, и, как писалось выше, сопровождала отца в походе. Екатерина I плыла вместе с императором. «В случае рождения сына у княгини, царица опасается развода с нею и брака с любовницею, по наущению Валахского князя» - писал 8 июня 1722 года французский дипломат Кампредон.


Мария Дмитриевна Кантемир
 

 


11 июня 1722 Иван Ильинский записывает: «Обедали под селом Моркваши, там половина свтелейшаго Князя Меньшикова, другая розных помещиков, а именно Чириковых, Ярцовых. Там гора называется Лысая, на оной на камени князь имя свое и год высекал, недоезжая до Самары 40 вёрст».

Казалось бы искомый ответ найден. Загадочный «латинский ряд» букв вырубил на морквашинской скале не император, а  князь Дмитрий Константинович Кантемир, Однако, остается  вопрос: что и зачем начертано на «каменной скрижали»? Заставить страдавшего диабетом князя, да ещё после  обеда, подняться  в гору должна весьма важная причина.

Наиболее вероятный ответ на поставленные вопросы следующий. Во время  всего Персидского похода, князь вёл дневниковые записи, изучал археологические памятники: описывал остатки старинных укреплений, собирал исторические материалы о традициях и обрядах местных народов. Как отмечалось выше, вместе с отцом в походе принимали участие дети князя, в том числе любимый сын Дмитрия Константиновича, Антиох Кантемир, будущий русский поэт-сатирик и дипломат.  Прогулка на вершину Лысой горы,  носила исследовательскую цель: осмотр развалин древнего городища, а так же  променад отца-ученого с домочадцами. Скорее всего, идея оставить автограф потомкам, принадлежит  Антиоху Кантемиру, юноше на тот момент было 14 лет - поступок вполне по возрасту. И, конечно, "Соколий камень" ("Пётр", по-гречески "камень") как для Дмитрия Константиновича Кантемира, розенкрейцера высокой степени посвящения, так и для Антиоха, в последствии дружившего с выдающимися европейскими  масонами, был объектом весьма символическим. Так же возможно, что полный текст надписи и сам факт начертания её имел магический смысл, учитывая сложную ситуацию в которой оказалась Мария Кантемир.


Что же было высечено на скале? Полного текста мы никогда не узнаем, так что воспользуемся информацией, оставленной И.И. Ильинским и Д.Н. Садовниковым. Переводчик Кантемира сообщил- князь начертал на скале своё имя и дату, следовательно, «загадочный ряд»  латинских букв ранее означал имя писавшего. Неизвестно, насколько велеки пробелы между  буквами, так что предположим: A.-N.-T.-O.-A.-N.-i,  ранее состовляло  имя сына князя Антиоха Кантемира.



ANTIOHCANТEMiR  ANNO 1722 (от Рождества Христова)

Со временем, в силу разных причин, народная память связала загадочный текст на утёсе Лысой горы с именем Петра Великого.  При этом удивительным образом легенда о посещении  царём Морквашей во время Персидского похода, перекликается с легендой об основании Санкт-Петербурга.


За двадцать лет до Персидского похода, Пётр Алексеевич осматривал отвоёванные у шведов в ходе Северной войны земли.  «Прогуливаясь по острову Ени-саари (ныне Заячий остров) будущий император вдруг остановился, вырезал два дерна, положил их крестом и сказал: «Здесь быть городу»! Место, на котором он принял историческое решение, Пётр приказал отметить каменной плитой с надписью: «От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16 основан царствующий град Санкт-Петербург Великим государем царем и Великим князем Петром Алексеевичем». В это время в небе появился орёл и начал парить над царём, он следовал за Петром повсюду, а затем исчез. После закладки города Пётр I приказал установить деревянные ворота, которые должны были служить въездом в крепость. Когда ворота были возведены, орёл появился вновь и опустился на перекладину ворот. Когда Пётр в первый раз прошел под воротами, орёл сел на его плечо, и с тех пор постоянно был рядом с императором». 

Легенда об основании Санкт-Петербурга - продукт  политического мифотворчества, призванная показать божественную харизму Петра Великого.  Но доминанта обоих рассказов практически одинакова: Пётр, орёл, камень-плита-скала, надпись, дата - налицо явное наложение одной информации на другую. Как и при каких обстаятельствах «петров камень и орёл» с берегов Невы переместились на волжские берега тема отдельного исследования. Мы же надеемся - самарское краеведение не пострадает от того, что автором  легендарной надписи оказался не сам Пётр I, а ближайший соратник императора, учёный и дипломат Светлейший князь Дмитрий Константинович Кантемир или его юный сын, будущий русский поэт Антиох  Кантемир.

Автор: Ракшин Олег Александрович

 



P.S.  Моркваши - измененное в устной передаче словосочетание "Мар кува ашо" (эрз.), то есть "Там, где белый холм"

 

Версия в защиту морквашинских крестьян. Ну, не могли крестьяне сбить надпись императора на известку,как сообщает Садовников. Репин описывал в какой ужас приводила жителей села Ширяев буерак императорская печать. А Антиоха Кантемира, церковники ненавидели (взаимно, надо сказать), так что возможно некий неизвестный священник, зная истинных авторов легендарной надписи, её и сбил.

 


Источники:

История Петра Великого, сочинение В.Бергмана, Т.6, Спб, 1834

П. Пекарский. Введение в историю просвящения в России XVIII столетия. Изследование П.Пекарского. Спб. 1862 г

«Notationes quotidianae» Журнал Академии Наук переводчика Ивана Ильинского. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук, 1903. – Т. 73. - № 1

Археологическая карта Симбирской губернии. В. Н. Поливанов.Симбирск. 1900 год

Походный журнал Петра I Великого императора России. 1695 года. Спб 1853 год. 

Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том IV. 1700-1712. Печатано в типографии II отделения собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830 год. 

Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. Симбирская губерния. Часть I. Составил Генерального Штаба полковник Липинский. Печатано в Военной Типографии (в здании Главного Штаба) 1868 год. 

Кантемир, Антиох Дмитриевич (1708-1744). Сочинения, письма и избранные переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира. II: Сочинения и переводы в прозе, политические депеши и письма.  С.-Петербург: И. И. Глазунов, 1867-1868. 1868.

Собрание портретов россиян, знаменитых по своим делам воинским, гражданским, по учёности, сочинениям и дарованиям или коих имена по чему либо другому сделались известными свету, в хронологическом порядкек, по годам их кончины с приложением их кратких жизнеописаний. Ч.1, Бекетов П.П., Москва. 1821 

Российский родословный сборник, издаваемый Князем Петром Долгоруковым, к.1, Спб, 1840

 http://kraevedoff.blogspot.com/2011/10/blog-post_10.html#more

 

 

 
 
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...
5.07.2017
  Удивительный дом в Костроме дал отпор поборам управляющей компании
13.05.2017
 Петушок и Кошечка: Экранизация эрзянской народной сказки

<<   август 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter