Сокровенные уголки древней земли волхвов

Город Кострома известнен на всю Россию и далеко за её пределами как колыбель династии Романовых, как родина Снегурочки (Snow Maiden) и родина первого «полупроводника» – Ивана Сусанина. Костромское Завольжье (являющееся «заволжьем» относительно центра города, но никак не Москвы) – можно сказать, отдельный город  со своей архитектурой, культурой, традициями. Сердцем Костромского Заволжья по праву считается древняя Спасско-Никольская слобода. Но сюда практически никогда не привозят организованные группы туристов, прибывающие познакомиться с древним городом на Волге...

Это место крайне интересно как по своему расположению, так и по ценности сохранившейся исторической застройки. Безусловно, здесь было бы что показать людям образованным и думающим, но неблагоустроенность и запустение «Старого города» здесь порой столь удручают, что невольно всплывает вновь и вновь риторический вопрос – «есть ли жизнь за МКАДом»… Узкие извилистые улочки, то круто поднимающиеся в гору, то полого спускающиеся вниз, к Волге, никогда не видевшие асфальта, без тротуаров, на которых в прямом смысле не разъехаться даже двум «Жигулям», создают иллюзию, что время остановилось здесь на век или даже полтора. А может быть, и нет здесь никакой иллюзии?.. И, быть может, не только в неблагоустроенности состоит причина, по которой туристов не хотят знакомить с сокрытой частью древней истории?

 

 

Кострома - Московский вокзал

 

 

В 1887 г. к слободе была подведена железнодорожная ветка со стороны Ярославля, а для станции «Кострома» здесь был построен Московский железнодорожный вокзал, что дало мощный импульс развитию застройки в этом направлении. Удачное расположение слободы между крупной железнодорожной станцией и пристанями на Волге, способствовали интенсивному развитию здесь и промышленного производства и социальной инфраструктуры. В конце XIX века здесь появились чугунно-литейный завод Малкова и алебастровый завод Торшилова, были построены медицинская амбулатории, частная и церковно-приходская школы. В слободах было много мелких лавок, чайных и постоялых дворов, а также две большие гостиницы. С началом I Мировой войны в Старую Кострому был эвакуирован из Риги завод «Пло», ставший в советский период одним из градообразующих предприятий, экскаваторным заводом «Рабочий металлист».

После строительства автопешеходного моста через Волгу и ликвидации паромной переправу через Волгу, Спасско-Никольская слобода, оказавшись оторванной от новых магистральных дорог, теряет своё прежнее значение, а город с тех пор развивается в другом направлении. Последний пригородный поезд Кострома-Новая  Кострома прибыл к платформам старого вокзала в апреле 1971 года. В старом деревянном здании бывшего Московского вокзала ныне располагаются музей и антикварная лавка. Но, с другой стороны, разве не благо то, что древняя слобода сохранилась до наших времён в практически первозданном виде?

 

 

Московский вокзал в Костроме. Фото начала ХХ века.

 

 

Согласно официальной версии истории, Кострома была заложена князем Юрием Долгоруким на левом берегу Волги, где ныне расположены корпуса Костромского университета. Согласно же альтернативной версии, древнее мерянское поселение издревле существовало на правом берегу – как раз в районе нынешней Спасско-Никольской слободы.

Именно здесь в наше время расположен один из известных центров «русского древлеправославия», Спасо-Преображенский кафедральный собор Костромской и Ярославской епархии РПСЦ, являющийся одной из главных доминант в панораме Костромского Заволжья. «Зачата строиться сия церковь Божия каменная во имя Преображения Господня с лета 7193 года (1685 г от Рожества Христова) Август в 20 день, а совершена бысть сия церковь Божия в 196 году (1688 г.). А строил сию церковь Божию по своей вере и по обещанию тояж церкви прихожанин (неразборчиво) с приходскими людьми ради своего душевнаго спасения и на вечный поминок».

Церковь была закрыта в 1934 году и позднее приспособлена под общежитие  экскаваторного завода «Рабочий металлист» – вследствие чего подверглись разрушению главы храма, верхняя часть колокольни и церковная ограда, а внутреннее пространство церковного здания было разделено на два этажа. Реставрационные работы, проводившиеся в 1968-1978 годах (автор проекта – архитектор Л. С. Васильев), вернули Преображенской церкви её первоначальный внешний облик.

 

Кострома. Покровский собор.

Последние годы своего существования Советская власть уже не так боролась с верующими, как раньше. Поэтому с начала 80-х гг. двадцатого столетия руководитель знаменитого стрельниковского хора Иоанн Алексеевич Сергеев начал ходить по кабинетам соответствующих органов, с целью добиться разрешения реорганизовать в г. Костроме старообрядческую общину. Но только в 1987 году Иоанн Алексеевич добился своего: по воспоминаниям участников тех событий, в одно из воскресений апреля группе христиан-старообрядцев во главе с Иоанном Алексеевичем вручили ключи от Спасо-Преображенского храма за рекой Волгой.

С этого момента начались реставрационные работы по восстановлению данного архитектурного памятника, и летом 1989 г., епископ Киевский и всея Украины Иоанн (впоследствие архиепископ Костромской и Ярославский) освятил придел Спасо-Преображенского собора во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Кострома. Покровский собор.

 

Весной 1997 года основной храм был готов к освящению. 27 марта на праздник Феодоровской-Костромской иконы Божией Матери о. Василий устанавливает походный престол. С тех пор службы совершаются в основном храме. А 7 августа того же года митр. Алимпий в сослужении с епископом Иоанном Костромским и Ярославским при большом стечении молящихся освятил престол и храм во имя Преображения Господня.

С 1998 года Спасо-Преображенский храм является кафедральным собором Костромской и Ярославской епархии.

До сих пор, многие считают, что различия между РПЦ и РПСЦ чисто символические. На самом деле, противоречия гораздо более глубокие, на счёт чего в своё время были написаны многотомные исследования. Желающие ознакомиться с ними подробнее, могут изучить многочисленную литературу, имеющуюся в свободном доступе, например, здесь или посмотреть историческую киноэпопею «Раскол».

В Российской империи инакомыслие, как известно, всегда жестоко преследовалось. Но всегда находились и люди, готовые этому противостоять, способные пожертвовать своей жизнью за свои убеждения, за веру предков, за свои идеалы, которые рабству предпочитали смерть. И они выстояли: пережили и никоновские гонения, и времена воинствующих безбожников. Выстояли, сохранив веру, несмотря ни на что, полагаясь лишь на волю Всевышнего и надеясь лишь на чудо. Потому что чудеса очень часто происходят, когда в них сильно верят!

Вообще, в дореволюционной России именно старообрядцы были наиболее грамотной и социально активной частью общества. Когда в деревнях прихожане «никоновской» церкви были практически поголовно неграмотными, у «старообрядцев» грамотность была почто 100 %-ной. Именно старообрядцы были наиболее успешными купцами, предпринимателями и меценатами…

Нельзя также не отметить, что главным «спонсором» Северной железной дороги Москва – Ярославль – Кострома был известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов, старообрядец по убеждениям, пожертвовавший на благо развития железных дорог в России всё своё состояние, но в результате оказавшийся в тюрьме по обвинению в «хищении государственных средств в особо крупном размере».

Человеку же, далёкому от изучения «тонкостей», бросается в глаза прежде всего отсутствие какой-либо коммерческой составляющей в деятельности РПСЦ. Если во многих храмах РПЦ можно увидеть прямо-таки прейскурант «пожертвований», необходимых для выполнения тех или иных треб или обрядов, здесь мы видим другое.

Обряды РПСЦ бесплатно  Ночлежка в Костроме

Именно старообрядцы, не имея сколь-нибудь внушительной поддержки от государства, организовали во второй половине лета в Костроме молодёжный лагерь для активной православной молодёжи старше 15 лето, содействовали открытию приюта для бездомных людей.

В этих древних стенах как-то невольно вспоминаются слова, касающиеся иных служителей культа: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их»… (2Кор 11:13-15).

 

Авардень Сандра, 04.02.14

 
 
12.11.2017
 Мерянский сайт вновь заработал
5.11.2017
 Время, вперёд!
30.10.2017
 Потребительская кооперация. Возрождение...
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»

<<   ноябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter