Шаги по дорогам предков

 

 

 

 

1.      Страна ЭРЗЯН

 

С чего начинается  Родина? Слова известной песни ассоциируются с земляными, рукодельными памятниками наших далеких предков. Они повсеместны  на землях  их проживания.  Они не известны  по сей день, многим современникам, их знает небольшой круг специалистов исследователей,  прошлого эрзян да работники музея Эрзянской Культуры. Эти памятники пережили века, следы былого величия коренных жителей страны Эрзянь Мастор, по-другому Чачома Эле.

  Каждый памятник свидетель истории края, душа народа затерянная в глубине веков. Наиболее впечатляющие из них летописные «тверди».  Эрзя называют их «кардома». Крутой природный мыс  окруженный  головокружительными оврагами, как правило площадью в несколько гектар , окруженный рукотворным рвом и валом. С напольной стороны дополнительные  валы, целая система укреплений. Первым  эти места описал и произвел раскопы Арзамасский историк, археолог В.Н Мартьянов.

 По реке Теше им обнаружены  девять крепостей и это не предел. Рассматривая «тверди»  становится понятно, почему так успешно обороняли свой край, наши предки. По данным археологии,  памятники относятся  к 7- 13 векам, они многократно восстанавливались. Легендарный инязор Пургаз успешно противостоял вторжению врагов.

 Немые свидетели рукотворные курганы маары, сложены из привозной земли.

 Народный фольклор донес до нас, что это место съездов, места всенародно культово-обрядовых действий. При огромном стечении народа, право голоса получали те, кто привез родовую землю с духом умерших предков. Так вырастал курган, который становился центром родины, местом встречи живых и мертвых. На вершине маара  устанавливалась огромная восковая свеча «Штатол», ее горение соединяло волю бога и предков,  горящая свеча становилась осью мира. Этот красивый, поистине  мудрый, патриотичный ритуал воскресили современные эрзяне и впервые это было на земле Эрзянь Мастор, ныне (Нижегородская обл.)  в 1997г. Маар Кшекуравай.

 

2.      МУЗЕЙ

 

Насколько богата эрзянская земля древними памятниками, убеждаешься с каждой находкой. Они самые неожиданные, к примеру; обломок плиты песчаного сланца со слепком следа огромной ноги, доисторического человека или тотемный культовый валун, обтесанный под полевую набу, на гладкой спине которого  вытесаны тешксы эрзян. Теперь их можно увидеть в музее «Эрзянской Культуры».

 Лесные  урочища ныне признанные как памятники природы по-прежнему хранят свои тайны. Музей «Эрзянской Культуры» с самого основания, а это было 15 лет назад, занимается их поиском и восстановлением.

  Седой стариной веет от рукотворных земляных памятников, лесных крепостей, святилищ-кереметей, Целый комплекс этих памятников стал этнокультовым музеем в лесу недалеко от деревни Березовка.

Более скромные памятники - это валуны, культовые рощи - репешти, отдельные деревья, источники.

 Поистине уникальный случай, когда музей берет на себя, не свойственные музеям функции, возврат из небытия памятников, народу, но иначе нельзя. История эрзянского народа не написана, она под ногами, поэтому мы будем сохранять все то, что дошло до нас. К делам сохранения памятников причастны многие люди, благодаря им музей живет, получает известность.

За прошедшие годы через музей прошли многие люди, они оставили добрую память и многие продолжают традиции музея. Так недавно при музее родился клуб искателей старины.

 

3.      Лукаш

 

 

 Лукояновские лесные урочища получили статус памятников природы, благодаря эрзянским молельным местам.

 Не смотря на запрет властей и преследования эрзянских обрядов в Явлее, Покшчувтолее  и Лукаше люди упорно, на протяжении веков сохраняли свою духовную культуру, эрзянскую этническую веру. Эти места запомнились потомкам, их зафиксировали научные работники, но в целом не получили широкой известности, в любой момент могли быть уничтожены  топором. Примеры гибели памятников в области уже есть.

 Задачей группы КИЭС - любителей эрзянской старины, было найти алтарный камень в лесу урочища Лукаш. Камень определяет расположение молельной поляны  Лугакужо, где было необходимо  провести благоустройство, открыть эрзянским обрядом.

 Помощь в благоустройстве поляны и родника у дороги оказало Лукояновское автотранспортное предприятие в лице Понин И.А .

 А до этого группа КИЭС обследовала культовые памятники, восстановленные ранее и везде неутешительные выводы, угроза их уничтожения. К примеру, через культовый овраг «Озномолей» пролегла труба и дорога коммерческого газопровода в нескольких метрах от памятного знака, разделив памятник пополам.

 Поиск молельной поляны в Лукаше занял много времени, но мы были уверенны, что камень в лесу от ищем   и определим поляну. Об этом месте проведения обряда, рассказали музею старожилы поселка Новоселки, который находится от леса в нескольких километрах.

 Наша группа упорно прочесывала лес, уже теряли надежду, но в этот момент Александр Савкин наткнулся на камень. Валун врос в землю. Зеленый плотный мох шубой покрыл гранит. Нашей радости не было предела. Тут же решили убрать возле камня сорные деревья, кустарники, придать форму поляне. Вокруг чередовались вековые дубы и липы, полусухая поросль осинника и рядом росли молодые сосны. Место удивительной тишины и духовного подъема.

 С камня содрали мох и щедро облили его пивом. Шипя и пенясь, оно смывала с камня вековую грязь, а мы четверо мужчин, извинились перед предками за свое вторжение.

 К благоустройству места проведения  Озкса и Родника у дороги готовились заранее. Автотранспортным предприятием были изготовлены щиты, художественно- оформительские работы легли на мои плечи, к концу недели все было готово.

 Руководитель автотранспортного предприятия  Понин И.А принимал усилия, чтобы к сроку закончить работы, а их было не мало; большая деревянная ротонда, скамьи-горбыли, от дороги ведущий булыжный тротуар, из бута стенка, а главное одели в бетонную броню родник. Тут же установлен щит с большой звездой Инешкипаза и текстом на эрзянском языке; «Кезеринь ознома тарка Лугакужо», установлен металлический столик под старым дубом, «Сельведь очко». Уходили не спеша, жди поляна гостей.

 

4.      ПРАЗДНИК ОБРЯДА

 

 В субботний солнечный день конца июля прошел праздник с проведением обряда, концерт и научно-практической конференции, в которой приняли участие Нижегородские ученные, поволжский  финно-угорский центр и фонд «Спасения эрзянского языка», члены КИЭС с Нижнего Новгорода и Лукоянова.

 Роща Лукаш, 11 га. 30 квартал Разинского лесничества, стала местом всеобщего внимания. В священной роще Лукаш такое количество народа не собиралось с начала прошлого века. В те далекие времена, ставшие известным по научным записям профессора императорской Академии Зеленина, произошла духовная трагедия, насилие над эрзянским народом. Традиционное моление эрзян было прервано конной жандармерией. Поп в сопровождении жандармов насильственно окрестил эрзян и объявил их рабами. Но народ не захотел  становиться рабами, но открыто на моления уже не собирались, но не забывали свое святилище.

 И вот спустя столетие  у  этой самой рощи  эрзяне в национальных костюмах запели пазморо и вслед за Инязором  двинулись  к поляне, а за ними все прибывшие гости, на камне зажгли священную свечу, после чего Инязор произнес речь.

 Озксава Шулянь Мазярго исполнила обряд оплакивания Родины, затем женщины произнесли молитву обращение к Инешкипазу.

 Затем все находящиеся на поляне хлебом и медом помянули всех своих предков. Обряд освещения  святилища закончен. Народ потянулся к роднику, где состоится дальнейший праздник, меж тем на поляну все шли люди, и продолжали поминать своих предков, да не зарастет народная тропа.

 

5.      ОТКРОВЕНИЕ

 

  Столько народу на праздник мы не ожидали, эрзянские села Пиченьгуши, Крапивка, Чиргуши, Новоселки, находятся не так близко к роднику. Эрзянское название родника, пожалуй, самое длинное в округе: «Кельмелисьманьлееньлисьмапря». Символы Инешкипаза и Ведьавы по обеим сторонам плаката.

 Праздник открыли песней о г. Лукоянове, эрзяне с села Пиченьгуши исполнили эрзянские песни. Затем слово взяли  ученные Нижегородцы Морохин Н.В и Шустилов М.П. профессор Морохин отметил, что эрзяне бережно относятся к родной природе, лесам, рекам, родникам, священным рощам, а также смогли сохранить животворную, красочную, этническую веру предков, не умерла она в душах людей с приходом христианства, она генетически  привлекает людей к свету, к природной тишине, к родниковой воде - сказал Морохин.  Праздник был завершен концертной программой «Ламзурь» из г. Саранска.

    

 

6.      НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ

 

 

На  фоне пологих Ежатских  холмов, у шоссейной дороги развесили кроны серебристые ивы. То и дело останавливаются здесь машины. Люди набирают родниковую воду, увозя дар родной природы земли. Останавливаются свадебные кортежи, и молодожены спускаются по известковым плитам к роднику испить глоток студеной воды, совсем не ведая о том, что для их предков, это был обязательный  обряд-благословения Ведьавы, на прочную

семейную жизнь.

 

                               директор музея «Эрзянской Культуры» Николай Аношкин

 

 

 

 
 
13.05.2017
 Петушок и Кошечка: Экранизация эрзянской народной сказки
8.05.2017
 ЭРЗЯТ, ИЗНЯМОНЬ ЧИ МАРТО!
1.05.2017
 Бесконечный лес красных знамен - В память о Первомае 1917
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!

<<   июнь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter