Съезд мордвинизаторов-эрзянофобов.

Так можно назвать состоявшийся в ноябре 2004 года в г.Саранске 4-й мордовский съезд. Закрытость, кулуарность, эрзянофобия, замалчивание и обход проблем выживания эрзянского и мокшанского народов - такова была атмосфера этого мероприятия на фоне катастрофического трёхсоттысячного сокращения двух финно-угорских народов за последний всего лишь десяток лет.

Эта атмосфера, созданная организаторами съезда, объяснима с точки зрения политической ситуации в России в целом, так и в регионах. Политика, называемая "курсом укрепления вертикали власти", входит в противоречие с оставшимися от периода демократического всплеска формами выражения интересов народов в виде их съездов. Запретить, отказаться от проведения съездов властям - ещё нельзя. Проводить их, соблюдая демократические нормы, - уже нельзя.
А если проводить - значит, никуда не денешься. Надо дать там народу хоть что-то сказать. Осталось только взять под контроль это "что-то".

Мордовскому съезду (а он действительно был мордовским, а не эрзянским. Может мокшанским?), эта контрольная функция удалась замечательно.

Список выступавших был утверждён заранее. Задача недопущения нежелательных ораторов из числа эрзянских "раскольников" была воплощена в жизнь русскоговорящим президиумом. Этот съезд был самым "русскоговорящим" по ведению и выступлениям. Для тех, чьи выступления были "нежелательны", была заготовлена отговорка: "Вы записались позже других, можете выступить на какой-нибудь секции".

Чтобы не было "лишних проблем", его организаторы не выствили микрофон в зале. Он появился только на последнем заседании в третий день. Установка - исключить нежелательные выступления на пленарных заседаниях, была выполнена. Это удалось.

Самостоятельный выход к трибуне Эрзянь Инязора, Председателя Фонда спасения эрзянского языка Мусалёва Григория Дмитриевича (Кшуманцянь Пиргуж), его взволнованное обращение к залу и президиуму съезда, вызвало агрессивную реакцию его консервативной (или невежественной?) части, его нетерпимость выслушать иное, не совпадающее со сценарием мнение о положении Эрзя народа. Президиум съезда не остановил оскорбительные выкрики из зала. Подобное происходило и при оглашении мной итогов заседания Эрзянской межрегиональной секции. Когда я уже садился на своё место, сзади сидевший мокшанин (не думаю, что он представляет замечательный мокшанский народ) громко обозвал меня за моей спиной. Неужели и такие провокационные "заготовки" были у организаторов этого съезда?
Несмотря на желание "не пущать" на съезд независимо мыслящих, иначе оценивающих ситуацию людей, мордвинизаторам не удалось достичь этого в полной мере.

На съезде достаточно чётко проявились две группы делегатов, отличающихся как по политической позиции, так и по национальной самоидентификации. Это - эрзя и мордва.
Эрзяне, несмотря на организационное и психологическое давление, вновь нашли в себе смелость и волю создать свою, дополнительную, независимую межрегиональную эрзянскую секцию, целью которой определили: оценка современного положения эрзянского народа и определение путей его выживания в условиях катастрофического сокращения его численности.

Несмотря на то, что состав делегатов основательно фильтровался чиновниками от власти, выразили желание работать в составе ЭЭК (Эрьваёнксонь эрзянь куро - Межрегиональная эрзянская секция) 36 делегатов из 11 республик и областей. Этот список был представлен президиуму съезда с просьбой оказать секции помощь с помещением. На что г. Конаков ответил: "Не будет у вас эрзянской секции, и не будет никакого помещения."

Президиум съезда, отметив, что создание дополнительных объединений делегатов не противоречит демократическим нормам, всё-таки попытался не допустить работы ЭЭК. В помещении эрзянской секции было действительно отказано. Заседание секции прошло в тесном помещении, арендуемом редакцией газеты "Эрзянь Мастор".

Этот факт лишний раз подтверждает, что у власти Мордовии нет желания конструктивно работать с оппозицией, а именно - с той частью эрзянского народа, которая не приемлет политику мордвинизации, которая любит и ценит своё историческое имя Эрзя, выступает за сохранение эрзянского языка, культуры, народа, которая не желает называться ни "мордвинами", ни "мордовцами", ни "мордва-эрзя", ни "мокшэрзя", которая настойчиво идентифицирует себя только как Эрзя, именем, которое дали нам славные предки тысячи лет назад. И это несмотря на прессинг и давление "по всему полю", везде и всюду, включая настойчивые "рекомендации" во время переписи записываться только под псевдоэтнонимом (кличкой) - "мордва".

Вторая группа делегатов, большая по численности (на съезде), представляла группу - мордва.
Идентифицируя себя под этим псевдоэтнонимом, эта группа (в большинстве - русскоязычная)безоговорочно, автоматом, приняла сценарий заорганизованного съезда-совещания. Мордва практически без поправок голосовала за любое предложение или документ президиума даже тогда, когда название пректа документа не соответствовало названию съезда. Так, например, мордовцы голоснули единогласно за резолюцию съезда с ошибочным названием. На это обратил внимание президиума и всего съезда председатель эрзянского культурно-просветительного общества "Эрзянь вайгель", делегат из Москвы С.Д. Дмитриев.

Председательствующий объяснил этот факт редакционной ошибкой. Но так ли это? Ведь это была основная резолюция съезда. Президиум проверил и убедился, в тумане эрзянофобии и укрепления единообразия мордва готова голосовать за любую бумагу сверху. Выражу опасение, что когда придёт бумага о ликвидации Мордовии, эта мордва также единогласно голоснёт и её.
О кулуарности, камерности, закрытости съезда от внешнего мира, финно-угорской общественности и прессы также нельзя не сказать. Весь финно-угорский мир на этом съезде представил В.Марков - Председатель Консультативного Комитета финно-угорских народов. Его посадили в заднем ряду президиума и дали выступить с приветствием. Он тоже не заметил опасности уничтожения для нашего народа. Говорил о вещах "глобального масштаба".
Эрзянофобия - была лейтмотивом многих мордовских выступлений (на русском языке, "чтобы все понимали", где и кто сейчас главный враг).

В независимую, существующую только на весьма и весьма скромные общественные средства, газету эрзян "Эрзянь Мастор", её редактора Е.Четвергова, немолодого уже человека, взвалившего на свои плечи титаническую работу по просвещению родного народа, не плевал и не пинал её только самый ленивый делегат-мордвин.

Почему-то больше всех "Эрзянь Мастор" и Е.Четвергов мешают даже не М.Мосину, которого "ЭМ" действительно часто и жёстко критикует, а М.Безаву - главному мордовцу из Нижегородской области. И ещё ему страшно мешает ещё один бескорыстный человек и подвижник, настоящий герой современной эрзянской истории - Аношонь Тумай (Аношкин Николай Иванович),создатель единственного в мире и стране -Музея эрзянской культуры в г.Лукоянове Нижегородской области. Кстати, тоже уже немолодой человек.

В традициях эрзян старших называть уважительно - "леляй". Не отсюда ли "русское" слово лелеять? Почитать бы М.Безаеву эрзянскую Библию "Масторава". В ней - наши обычаи, мораль и философия. Не плюй в колодец - в нём глаза богини Ведявы...

Правоохранительные органы особо отличились на этом съезде. Они оградили съезд от террористов, попутно арестовали и оградили делегатов от плакатов, подготовленных Эрзянской межрегиональной секцией ( а именно - Руслан Моро, Юлия Игошева и др.), на которых были написаны такие "опасные" слова, как: "Поддерживаем Указ (Главы Мордовии) об изучении эрзянского и мокшанского языков в школах"; "Восстановить национальные программы "Сияжар"; "Глубокое изучение эрзянского и мокшанского языков - в школы"; "Нас стало меньше на 350000!". Вот от каких "крамольных" мыслей эрзян "охранили" государственные силовые структуры делегатов-мордовцев, чиновников, уважаемого Н.И.Меркушкина, не менее уважаемых М.Мосина и В.Маркова, от которых-то и очень зависит, будет ли жив эрзянский язык и эрзянский народ.

Чем эти плакаты были опасны для организаторов съезда, для общественности, сотрудники силовых структур не объяснили. Неужели уже и выставление таких плакатов на съезде подрывает "вертикаль власти"?

Однако, несмотря на такую атмосферу съезда, Эрзянская межрегиональная секция - Эрьваёнксонь эрзянь куро (ЭЭК) всё-таки приняла две резолюции: "О нарушении прав эрзянского народа на 4-м мордовском съезде..." и "О 4-м мордовском съезде и Конгрессе эрзянского народа".
В первом ЭЭК обращает внимание организаторов съезда и эрзянской общественности на нарушение пропорциональности представительства эрзян как в составе делегатов съезда, так и вего выборных органах.

Во втором - констатирует, что при подобном не конструктивном подходе эрзяне далее не могут связывать судьбу своего народа только с "мордовскими" съездами". Настало время для созыва форума эрзянского народа, на котором бы были обсуждены причины катастрофического сокращения его численности и выработаны пути ослабления угрозы его полного уничтожения.
Одна из первейших задач - стать плечом к плечу и устранить угрозу уничтожения эрзянского языка, замаскированную в решении мордовского съезда за формулировкой М.Мосина - "модернизация мордовского языка".


Эрюш Вежай, эрзянь чиряз.

2005 ие, якшамков, 10 чи.
 
 
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II
9.03.2018
 РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИЗВЕЧНОМ...
8.03.2018
 Тундонь авань-тейтерень кенярксчинь 8 эйзюрковонь марто! С Женским днём 8 марта!
23.02.2018
 С Днём Защитника Отечества!

<<   апрель 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter