Российский Моисей. Вечность есть протяжение...

Российский Моисей. Вечность есть протяжение...

 

Памяти Сергея Кузьмича Туршатова
 
Прошу прощения у моих эрзянских соплеменников, что пишу эту статью на русском языке. Убежден в необходимости донести свои мысли и до русскоязычного читателя, т.к. затрону вопросы, по моему мнению,  важные для понимания христианской религии и нашего прошлого.
Начну издалека. Я 1962 года рождения. Мои октябрёнско-пионерские годы прошли в эрзянском селе Од Веле (Новоселки) Лукояновского района Горьковской области, где в настоящее время усилиями директора Музея Эрзянской культуры Аношкина Н.И.  формируется эрзянский этнопарк. Благодарен судьбе, давшей мне двуязычную родину с официальным русским и родным эрзянским языками. Школьные впечатления от уроков и официальных  мероприятий, проводимых исключительно на русском, в повседневной среде менялись на впечатления от не менее интересных рассуждений и обменов мнениями у взрослых, разговаривающих исключительно на эрзянском. Надо сказать, что деревенские люди в то время не были серой массой, наоборот мыслили остро и высказывались прямо. К примеру, я был поражен словами отца, что чуть ли не половина наших выживших и чествуемых властью фронтовиков - бывшие дезертиры и уклонисты. Говорил он это открыто, как говорится, «на людях», и ему никто не возражал. Люди понимали, что он имеет моральное   право  говорить об этом, т.к.  в годы войны два его брата погибли на фронте, а третий уже после войны скончался в деревне от туберкулеза. Критиковал он и советские порядки, особенно состояние дел в сельском хозяйстве, школьный учитель истории Арбузов А.И. в глаза и за глаза говорил про него: «Филипп противник советской власти».
       Однако самым интересным  для меня был религиозный вопрос,  бурно обсуждаемый  среди родственниц моей бабушки со стороны мамы, бабы Саши (Кузькань бабам). К тому времени все они поголовно, а было их пять сестер, состояли в баптистской общине, их у нас называли «молоканами». Надо отдать должное, при общем аскетизме и нравственной чистоте деревенской жизни, молокане  выделялись тем, что их мужчины не пили вина.  Бабушка с моей мамой упорно не поддавались агитации, и формально оставались православными, хотя, надо признаться,  особой религиозности у них никогда не было, я запомнил слова бабушки «попось эсинде зепте мелявты» (поп думает о своем кармане). Могу предположить о задаче, поставленной руководством баптисткой общины перед родственницами бабушки,  – все же склонить их на свою сторону. Бабушка, смеясь, говорила – «Чече совак молоканкс, ванды жо кияк тенть асы (Сегодня станешь молоканом, завтра же никто к тебе не придет)». Сегодня  с уверенностью могу говорить о применении уже в то время методов сетевого маркетинга при формировании баптисткой общины, а, может быть, его, таким образом,  обкатывали в Советской стране.  В результате практически ежедневно у нас появлялась очередная «гостья» и с умильно страдальческим видом   заводила разговор об истинном боге, о Библии, о святых, мелькали имена Иисуса, Марии, Моисея, Аарона и другие, как жертва арабской агрессии обсуждался Израиль. В доме в двух углах стояли иконы и, естественно, все библейские святые в моих глазах представлялись страдальцами, положившими жизнь «за други своя».
      Летом 1974 года  наш классный руководитель, упомянутый Арбузов А.И., низкий  поклон покойному за это, организовал экскурсию в столицу Мордовии г. Саранск. Не буду говорить о своих впечатлениях,  о крупном промышленном городе, куда попал впервые в жизни, они со временем стерлись. А вот музей Степана Эрзи, где слово эрзя  я  впервые услышал и увидел на уровне официоза, меня поразил. А главным экспонатом всего музея  и загадкой для меня  стала скульптура Моисея, вместо покорного страдальца я увидел буйного старца с чертами прямыми и грозными, суровый и жестокий, словно вырубленный топором, для такого нет преград в достижении поставленной цели. Скорее в таком обличье в мальчишеском воображении я мог себе  представить знакомых мне по художественной литературе Степана Разина или  Емельяна Пугачева. После экскурсии в общежитии какого-то техникума или училища, где нас поселили, мои приятели долго обсуждали прелести и достоинства  обнаженных красавиц, вырезанных искусной рукой Эрзи, а я  думал о Моисее и ругал себя за то, что не осмелился задать интересующий меня вопрос экскурсоводу. Теперь, думаю, правильно сделал, получил бы стандартный ответ и самостоятельно не стал бы разрешать эту задачу.
    Так кто такой Моисей, что такое  знал о Моисее великий эрзянский скульптор и какие основания он имел  для изображения библейского святого в такой форме. Задавать подобные вопросы в советской школе было не принято, псалтирь бабы Дуни, написанный на старославянском,  был не понятен. Было желание узнать мнение дяди Гриши Князькина (Князькин Григорий Александрович) -  человека начитанного, по деревенским меркам книжного,  к тому времени, как теперь понимаю, «по заданию партии» побывавшего членом всех сект и течений, проповедующих в нашем селе. Он дружил с моим отцом, и я знал о его поразительной памяти и способности красноречиво  рассказывать истории из своей жизни и жизни односельчан, к примеру, он мог зачитывать наизусть тексты из библии. Кроме того, он был не дурак выпить, но при этом вел себя всегда достойно и любил в состоянии подпития петь песни.  Помню яркий случай стычки дяди Гриши с бабой Авдотьей (Олдай баба), в описываемый период дядя Гриша в очередной раз «сменил религиозные приоритеты» и  вступил в молоканскую секту, где Олдай баба состояла с детства, как говорится, по праву наследования от родителей, и, как она считала, имела моральный авторитет следить за нравственностью ее членов. Нужен талант Гоголя для описания сцены, которая стоит перед моими глазами. Жаркий летний полдень, на скамейке перед избушкой Олдай-бабы сидят старушки неопределенного возраста в темных одеждах с уработанными руками, среди них выделяется чистотой и опрятностью своего наряда Олдай-баба, сухая и строгая. Мы ребятишки играем  на большой лужайке перед домом. И вот раскрывается сцена, из-за амбара бабы Маши (Рузава Манькань) чрезвычайно твердой поступью явно под хмельком по дороге двигается дядя Гриша,  при этом негромко напевая песню про бродягу - «по тихим степям Забайкалья, где золото роют в горах». Олдай-баба вскочила, как ошпаренная, и крикнула: «Вай, Гриша, кода тенть а виськс иредезь велева якамкс, тон ней молокан! (Гриша, как тебе не стыдно ходить пьяным по селу ты же теперь молоканин!)». Дядя Гриша, свернув с дороги, неспешно направляется к  старухам, все замерли в ожидании, бабки скомкали передники, а мы, ребятишки, перестали играть. Для объяснения последующей фамильярности отмечу, что оппоненты были примерно одного возраста. Направив указательный палец левой, скрюченной от ранения, руки на Олдай бабу, как строгий школьный учитель дядя Гриша, слегка запинаясь от выпитого,  спрашивает:
- «Евтак, Олдай, косо библиясо сермадозь,  что ломанинте  пежеть винадо симммекс? (Скажи, Адотья, где в библии написано, что человеку грех пить вино?)».
Безоговорочно уверенная в своей правоте и никогда не державшая в руках Библию Олдай- баба с раздражением отвечает:
- Содан, сермадозь (знаю, написано).
- Ослица тон Вавилонская. Библиясо сермадозь – «Пей, но не напивайся. Вино создано для увеселения душ человеческих» (Ослица ты Вавилонская. В библии написано…..).
Гордый своей моральной победой дядя Гриша последовал домой, продолжив прерванную песню - «бродяга, судьбу проклиная, тащился с суммой на плечах …..».
 Так и стоят они перед моими глазами покойные, твердая в своей моральной правоте Олдай-баба и искусный в речах и деяниях дядя Гриша, а этот диалог стал уроком на всю жизнь, как образец отсутствия  единого мнения и повод сомневаться в любой абсолютной истине.
   Дяде Грише, по какой-то причине, задать вопрос не удалось, так он и остался без ответа на долгие годы. В 90–е  годы  в наш регион из Финляндии хлынула потоком религиозная литература, моей маме как объекту пропаганды родственницы подарили Библию. Взяв эту книгу в руки, и, прочтя несколько первых строк из книги Бытия, я был поражен  глубиной построения каждой фразы и уместности каждого слова, а впоследствии стало понятно, что вся литература и все настоящее искусство основано на сюжетах Библии.  Кем же был библейский  Моисей.  Еврейский  мальчик,  рожденный, чтобы быть убитым, спасенный дочерью фараона и вскормленный по её поручению рабыней, юношей убивший  египтянина,  защищая своего соплеменника еврея, и вынужденный бежать из Египта. К такому человеку явился Ангел Господень в пламени из  тернового куста и повелел возглавить и вывести народ Израиля из Египетского плена. Поражает собственная характеристика Моисея: «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен» (Исход гл.3).  Но у   Господа свои критерии выбора: «И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина?  Я знаю, что он может говорить,  и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать, и  будет говорить он вместо тебя к народу,  итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога». Нет  смысла повторять Библию, каждый желающий может прочитать нужное. Приведу только еще один пример, характеризующий Моисея. Когда народ Израиля изменил заповедям божьим и стал поклоняться золотому тельцу, Моисей жесточайше наказал его. "И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек" (Исход гл. 32).  Были ли подобные факты  в нашем историческом прошлом? Сталин, истинное  воплощение Моисея, железной рукой обуздал историческую Россию, и тем самым спас от погибели. Поразительное сходство характеров и деяний.
   Коли деяния Моисея вошли в состав канонической Библии следует допустить, что был исторический период, когда Моисеева традиция  господствовала на определенной территории земного шара. Зададимся вопросом, а  каковы были основные черты этой традиции и какие археологические объекты могли бы подтвердить ее существование, что скрыто от людей в форме активного умолчания в Моисеевой традиции. Библия дает такой ответ: «И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам;  не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе; сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их ; и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя» (Исход. гл. 20).
 Наличие, кроме основных десяти заповедей, данных Господом через Моисея, фундаментальных требований по сооружению примитивных лишенных архитектурного величия ритуальных объектов освободило народы от тяжкого бремени их строительства и содержания, а также подорвало благополучие жреческих кланов, ибо мало  найдется  желающих  под открытым небом  повседневно совершать обрядовые действия. Значит, эпоху Моисея можно назвать великой революцией, освободившей людей от религиозного рабства.  Что касается археологических объектов, насыпные земляные курганы и группы не обработанных  камней - самый распространенный объект от Европы до Магадана. Но что-то я не слышал, что библейские археологи упоминали об открытиях эпохи Моисея.
     Все серьезные историки понимают, что сегодняшняя историческая датировка,  принятая как аксиома, имеет много брешей. Одну из них с полным правом заполнила бы эпоха Моисея. Будем ли мы всерьез изучать свою историю или ограничимся церковными мифами. Надежд на это мало, даже о близком советском прошлом молодежь почти ничего не знает, а при том масштабе оболванивания со стороны СМИ и церкви изучение  реального прошлого откладывается надолго.
Какая-то мистика. Сегодня, заканчивая писать, в Прохановском «Завтра»  прочитал статью Константина Душенова «В милосердии неумолим. Исповедь православного сталиниста», привожу выдержку:
 
«Потому что дело тут вовсе не в исторической "дремучести" и не в "рабском характере" русской души. Дело в том, что колоссальная фигура Сталина, со всей его жестокостью, со всем его коварством, марксизмом и безбожием — единственная, после революции 1917 года, соответствует по своему масштабу грандиозному характеру Русской истории, Русской жизни, Русской судьбы. И пока Господь не дарует России нового державного Вождя, который затмит своим величием и славой, своей христианской добродетелью сурового аскета и язычника Сталина, сияющий Генералиссимус будет возвышаться над нашим историческим горизонтом, как египетские пирамиды возвышаются над африканской пустыней…
И лилипутская суета либерально-демократических сектантов никак не сможет этому помешать. Ибо Сталин всерьёз близок русскому сердцу. Близок своей безмерностью, своим мессианством, максимализмом, своей безоглядностью, презрением к мiрскому, преходящему, временному. А современные антисталинисты — хоть в лапсердаках, хоть в рясах — инстинктивно претят нашему нравственному чувству своим суетливым гуманизмом, маловерным страхом страданий и смерти, мещанской приверженностью к земным благам, попрание которых они, по большей части, и ставят Сталину в вину, какими бы идеологическими конструкциями это ни прикрывалось». 

 

 
Репин Михаил, г. Нижний Новгород

 

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter