ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ
 
Если у греков из морской пены и солнечного света рождена Афродита, то у эрзян это Анге-патяй - Богородица небесного и земного пантеона, и старшая сестра Человека. Считается, что бог имеет мужское начало. Он - Отец, Творец всего сущего. Однако, первые дошедшие до нас изображения бога имеют ярко выраженную женскую сущность. На основе предпринятых музеем эрзянской культуры исследований эрзянской графики попробуем разобраться в этом феномене.
Наши современники знают ничтожно мало о жизни и представлениях предков в глубокой древности. До сих пор бытуют ошибочные представления о первобытных бродячих племенах, стаде полудиких людей, у которых одна забота - как прокормить себя. Они лишены какой-либо общественной организации, нравственных правил, морали и устоев.
Но, оказывается, это совсем не так. Люди всегда были людьми. Сущность человека является неизменной. То существенное, без чего нельзя обойтись и сейчас, требовалось человеку для нормального устроения жизни и в то отдаленное доисторическое время. Конкретнее, это материнская любовь и забота.
 Орнаменты, которые пришли из глубокой древности,  для непосвященных - это тайна. В них разнообразная символика, мифические образы, также своеобразные ритуальные обращения к богу, духам – покровителям и человеку. С помощью знаков, символов предки составляли целые послания и молитвы. В них философские представление о природе и сущности человека. В этих древних изображениях нет ничего лишнего, ни единой праздной линии. Каждый символ несет сакральную магию, каждая черточка свое значение, являются словом, фразой, выражением известных понятий.
Ряды орнаментов - это связная речь, последовательная мелодия, предназначенная не только для глаз, но и для души, ума и чувств. Самые распространенные орнаментальные знаки  - круг, квадрат, ромб, треугольник, зигзаг, линия, точка. Это простейшая геометрия. Именно они и есть набор графических средств, несущий тайный смысл. Если изображение в виде круга все народы связывают с диском солнца, то для эрзян это еще и замкнутое время-бесконечность. Квадрат - жесткое определение места-плоскости, ромб связан с движением-ростом-рождением. Точка внутри ромба - семя жизни, посев жизненного поля. Зигзаг-линия - жизнь во времени.

 

 

Плакаты эрзянской графики, которые изготовил музей, демонстрируют высокий уровень знаний предков о природе, не уступающий мышлению современного человека. Объединяет нас глубиной и разнообразием духовной близости нить преемственности культуры, а не технические достижения человечества. В любую эпоху согревало человека тепло материнской заботы и ласки, мудрость сочувствия и понимания. Мать-богиня. Она объединяет вокруг себя семью, детей, сородичей. Она - хранительница рода.
В мировоззрении первобытного человека существовала идея великого материнского первоначалия. Олицетворением стала Великая Мать-богиня жизни.
Скульптурные примитивные изображения «венер» верхнепалеолитической эпохи есть олицетворение материнского начала. Эти скульптурки-идолы были вытесаны из камня, и распространены на огромной территории от Франции до Урала, они удивляют единообразием стиля, словно создавались единым мастером по одним и тем же правилам. Круглая голова без лица, без ступней ног, подчеркнутость половых органов, больших грудей и выпуклого живота, крутых бедер.

 

 
На шар головы ученые не обратили должного внимание: она линией делится на две половинки, а это важно, чтобы понять сакральный смысл статуэтки. Шар - это диск солнца, линией разделенный на две половинки. Верхняя половинка мужская, нижняя женская, образующая подол женской фигуры со всеми атрибутами плодородия. Символ совокупления Ра и Ма. В графике изображения от диска отходят лучи, они образуют квадрат - пространство «мастор». У эрзян это изображение Масторавы - богини земной поверхности. Шар - солнце, женская фигура-земля.
В гимнах Ригведы, признанными самыми древним поэтическим памятником, Небо и Земля предстают супружеской парой. Все индоевропейские народы воспринимали небо и землю как отца и мать.
В эрзянской мифологии Инешкипаз, Нишке, вершина, Творец, Отец всего сущего – его графический символ – кольцо вокруг восьмилучевой звезды. Это не что иное, как вершина времени в движении, рождающая жизнь. Небесная Мать – Анге-патяй, созданная из воды и солнечного света, диск солнца, разделенный по горизонту надвое. Графически изображается в виде опускающихся  лучей на землю, трансформирующихся в квадрате Мастора-Земли в духов-покровительниц стихий.
Предполагаю, что принцип совокупления солнца –Ра и земли – Ма, заложен в Египетских пирамидах. В определенный день года Солнце подымался и вставал точно по центру в вершине пирамиды. Начало этого дня ИНЕЧИ, великий День (Новый Год).
 


Николай Аношкин,  Музей эрзянской культуры.


 

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter