О ПОМПЕЗНОМ ПРОЕКТЕ “ИМЯ ЗЕМЛИ КОСТРОМСКОЙ”

Костромской комитет по делам молодёжи проводит помпезное голосование: "Имя земли Костромской". Аналитики предрекают безоговорочную победу Ивану Сасанину, образ которого "сохранён народом в многочисленных устных преданиях" (что в переводе с официозного на всем понятный язык означает, что "ничего про него неизвестно"). Каждой эпохе нужны герои. Пусть даже липовые.

Не буду здесь обсуждать, насколько заслуживают внимания версии Вадима Ростова или Михаила Голденкова. На мой взгляд, не столь уж принципиально, звали костромского крестьянина действительно Иван Сусанин или всё-таки Юсси Сусаннен. Но сам факт, что Сусанин стал национальным (?) героем, спустя многие годы после «подвига», а никаких регулярных войск интервентов под Костромой быть не могло, вызывает как минимум большие подозрения. При этом гораздо более убедительной представляется версия, что зажиточный крестьянин стал банальной жертвой разбойников.

Официальная история всегда была покорной слугой власть имущих. Исторические документы не раз подправлялись, из летописей вырывались одни страницы и подклеивались другие. Во времена Петра I все древние монастырские книги под страхом смертной казни было приказано свезти в столицу. С какой целью – теперь уже ни у одного здравомыслящего человека не должно быть ни тени сомнения.

Новые естественно-научные методы подтверждают некогда самые смелые догадки сторонников альтернативной версии истории. Методы генетической генеалогии, неподвластные перу фальсификаторов истории, вскрывают чудовищный обман двухвековой давности. Не было и не могло быть никакого «великого переселения славян» на север, а северо-русский субэтнос генетически намного ближе финнам и татарам, нежели украинцам и белорусам. Впрочем, на эту тему уже немало было высказано ранее…

Но вернёмся к основному вопросу. Если о Сусанине и его подвигах написаны тысячи страниц, то, информация о другом представителе костромской (мерянской) земли – Ефиме Честнякове – художнике, педагоге, сказочнике, целителе и провидце. Часть его картин и иллюстраций к собственным сказкам можно увидеть здесь или здесь. Тексты же его книг разыскать не удалось.

Вот что говорит о Ефиме Честнякове искусствовед Савва Ямщиков, (http://www.rezbaderevo.ru/topic.php?topic_id=509):

«Он жил и работал в одно время с Шагалом. Творил честно, талантливо и всеотдайно. Получив образование в Академии художеств... не поехал, как ему советовали представители «Мира искусств», в Париж, а вернулся в родную деревню, чтобы служить своим творчеством воспитанию и просвещению детей. Недавно я видел по телевидению французский фильм о Шагале. Меня поразили слова, сказанные художником при расставании с Витебском: «Прощайте, мои местечковые земляки. Ешьте свою селёдку, а я уезжаю в Париж». Честняков же остался в Шаблове – там, где были его земляки. Он ни на йоту не отступил от своих духовных и творческих принципов. Не опустился до уровня бездарных росписей, сделанных Шагалом в Гранд-Опера и Метрополитен-Опере, которые кто-то из известных мастеров сравнил с «фрикасе из лягушек». Но за Шагалом стоят мировые капиталы, его работы продаются за бешеные деньги, как, впрочем, и сортирно-коммунальные инсталяции и навозные жуки бездарного Кабакова. Шагал обрел счастье земное, а Честняков – небесное. Посему ему и не дают ходу земные ростовщики и менялы.

Это ли не фарисейство? Кому бы плохо было если бы Ефим состоялся круче Шагала? И ведь больше всех о любви к Родине кричат люди малодостойные. Они же в первых рядах и в церкви, на почётных местах, как раньше в президиумах...
Вот, если посмотреть Персон эпохи, От Возрождения и до нас, то можно заметить, что рядом с Титанами творили не менее интересные, зачастую и более, Авторы... Но мы, как собаки Павлова, реагируем на запущенные кем-то до нас стереотипы и не слишком оглядываемся...»

Сравнив материал, представленный на ролике http:/www.youtube.com/watch?v=dGbID3JifSg&feature=related c творчеством жителей Шаблово и Ефима Честнякова, своим непрофессиональным взглядом, я обнаружила поразительно много общего. Возможно, не случайно творчество Е. Честнякова сравнивают с творчеством С. Эрьзя. Хочется надеяться, что профессиональные культурологи, прочитавшие эту статью, выскажут своё мнение.

Ефим Честняков родился в простой крестьянской семье в 1874 году и образование получил вопреки воле родителей. Получив звание народного учителя, он с энтузиазмом работал в деревенских школах и даже в костромском училище для малолетних преступников. А в один прекрасный день, неожиданно для всех, уехал учиться живописи в Петербург. Его учителем был сам Илья Репин. Впрочем, вскоре мастер отказался давать уроки своему талантливому ученику из опасения «испортить» ни на что не похожую манеру молодого художника.

Честнякову прочили большое будущее как художнику, но в 1914 году он в очередной раз, неожиданно для всех, круто развернул судьбу, решив навсегда вернуться в родное Шаблово. С того момента Ефим видел свое призвание в том, чтобы с помощью данного ему таланта и полученных знаний раскрыть дремлющие в народе творческие и духовные силы, «пробудить Человека в человеке».

Он хотел показать людям, что жизнь может быть совсем иной, а источник этого преображения находится не где-нибудь за тридевять земель, а в нас самих. Он с вдохновением творил в суровые и трагические годы, хотя деревенский быт отнимал практически все время, а бедность была такая, что вместо карандашей и красок часто приходилось использовать цветные речные камушки.

Он писал романы и философские трактаты, напоминавшие космические пророчества Велимира Хлебникова и натурфилософские афоризмы Григория Сковороды. Сочинял сам и собирал сказки и песни, поведанные последними представителями финно-угорского народа меря, изобретал музыкальные инструменты, делал, как в средние века, рукописные книги с рисунками. Ходил в соседние деревни «устраивать театр», где в качестве персонажей выступали глиняные куклы. Ефим устроил детский сад в собственной избе. И бывшие его воспитанники, ныне глубокие старики, вспоминают, как он водил их слушать ручей, учил понимать, о чем говорит природа. Учил молчать и растворяться в окружающем мире.

Картины Честнякова были обнаружены профессиональными искусствоведами в 70-х годах прошлого века и были увезены в Кострому. Утопические полотна, изображающие, по словам самого Ефима, некую «Страну Обетованную», населенную русалками, ангелами и деревенскими детьми, лишь после смерти принесли мерянскому крестьянину всемирную известность.

Незадолго до своей смерти в 1961 году, Ефим Честняков с поразительной точностью предсказал, что вслед за страшными годами запустения, в Шаблово возродится новая жизнь и случится это ровно через сорок лет. Так и произошло в 2001 году, но это отдельная тема, заслуживающая рассмотрения в отдельной статье.

Предлагаю всех тех, кому дорога справедливость, оставить свой голос на портале http://kdm44.ru (чтобы его оставить, требуется регистрация).

 

Надежда Корнева

www.merjamaa.narod.ru

 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   октябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter