О ЧЁМ НАС ПРЕДУПРЕЖДАЛИ ВЕЛИКИЕ ПРЕДКИ

 

 

 

 

 

 
Рушатся эрзянские обряды,
Древние устои и уклады.
Пьют-едят эрзяне, веселятся,
Средь пиров и гульбищ дни их длятся.
Извратили суть твоих велений,
Стали забывать слова молений...
 
«Масторава», песня «Комолява»
 
 
Задолго до сегодняшних дней, столетия назад, наши предки предвидели неотвратимость деградации дальних своих потомков, национального упадка. Подобные предсказания можно найти в древних писаниях, в эпосах многих арийских народов.  Невозможно понять, каким образом они предвидели наступление лихолетья, временное торжество зла и власти тьмы? Не потому ли, что знали, что развитие общества идёт не поступательно, а по спирали?
 
Попытаемся разобраться и мы, почему периодически неизбежен упадок? Очевидно, что Земля населена разными народами, но все эти народы находятся на разных ступенях цивилизационного развития.
 
 
Официальная наука явно недооценивает и злонамеренно замалчивает значение нашего древнего народа, языка и культуры в становлении и истории РАСЬ-СИИ – страны древнего (дословно седого, серебряного) народа. Бесполезно замыкать историческую зону компактного проживания эрзянского народа территорией искусственно созданной Мордовии: мы вовсе не малый народ, затерявшийся в истории. Наш народ расселён на огромной территории современной России, Украины и Белоруссии. Эрзянские топонимы и гидронимы распространены на огромной территории от Вологды до Самары, от Валдая до Приуралья.
 
Типичные представители нашего народа имеют голубые глаза, светлые волосы, светлую кожу – те самые характерные для потомков Ариев рецессивные признаки, которые, в соответствии с законами биологии, стали превалировать в популяциях, сформировавшихся в приледниковье, на окраине ареала существования биологического вида homo sapiens.
У арийских и азиатских народов различны базовые понятия и ценности, миропонимание, мироощущение, мораль...  Как можно не согласиться с тем, что истинная сила ариев – людей Севера, не в воинственности и агрессивности, а в уме, выносливости и терпеливости?! В способности прижиться и обустроить свой быт там, где до этого не смогли сделать физически более крепкие и сильные, но интеллектуально немощные выходцы с юга? У многих ариев развивались «сверхъестественные» (по сегодняшним меркам) способности – врождённая грамотность, способность запоминать огромные оъёмы информации, выносливость, способность силой биополя лечить болезни. Таких людей и сейчас живёт немало в старинных эрзянских и мерянских сёлах.
Имея бескомпромиссный характер, арии одновременно очень добросердечные – в силу того, что, будучи оседлыми, всегда заботились о более слабых, не бросали больных и немощных, как это делали азиаты-кочевники. Ариев отличает неподдельное, непоказушное гостеприимство, традиции предложить гостю действительно лучшее, что есть в доме... И именно благодаря этим качествам, наши древние предки совершили цивилизационный рывок в тех условиях, где другие человекообразные популяции не смогли элементарно выжить.
 
По мере отступления ледника, древние арии постепенно осваивали южные, более плодородные земли, богатые полезными ископаемыми. Развивались культура, искусство, наука, технологии. Истлели в массе своей древние скульптуры, сделанные из дерева. Время и злонамеренные действия сил тьмы уничтожили древние рукописи. Но сохранились до наших дней изделия из металла. Сегодня можно утверждать, что эрзяно-мерянская металлургия и металлообработка тысячу лет назад находилась на весьма высоком уровне. Древним мастерам, по всей видимости, были известны секреты термической и химико-термической обработки металлов, о чем свидетельствуют археологические находки последнего времени. Секреты, которые были надолго утрачены и которые удалось разгадать лишь в конце XIX века.
 
В процессе освоения новых земель, рано или поздно, было неминуемо столкновение с чуждой культурой. Кочевые племена гуннов, вторгшиеся несколько веков назад в пределы древней Эрзянь Мастор, сильно отличались от арийцев: постоянно переходя с одного места на другое, они не имели корней и поэтому жили сиюминутной жизнью, не заботясь о завтрашнем дне. Произошло столкновение с менее развитой цивилизацией – по сути агрессивной, подлой, наглой и нахрапистой, которой арии не смогли адекватно противостоять в силу своих более высоких моральных качеств.
 
Как администраторам и модераторам Интернет-сообщества приходится противостоять хамам, грубиянам и наглецам, флудерам и флеймерам? Есть только один эффективный способ борьбы с ними – забанить. Но то в виртуальном мире. А в реальном – убить? Но арии не могли убивать тех, кто напрямую не угрожает их жизни...
 
Пример тлетворного влияния «цивилизационного столкновения» можно видеть и в наши дни, и примеров тому множество. Представим себе дом, построенный в сталинские годы, в тихом старинном «русском» городе, где десятилетиями жили семьи учёных, руководителей предприятий, деятелей культуры – художников, писателей, артистов театра. Лестничные пролёты всегда чисто вымыты, возле каждой квартире – коврик, на подоконниках цветы... Никаких кодовых замков, дверь подъезда открыта. И во двор дома можно без опаски выйти даже ночью. Но меняются времена. В доме и вокруг него поселяются, мягко говоря, представители homo sapiens, оказавшиеся на более низкой ступени цивилизационного развития – цыгане, «гастарбайтеры» из Средней Азии, рыночные торговцы с Кавказа. Их не заставишь подмести за собой лестницу и подобрать брошенный окурок. Нормальные слова на них не действуют. В результате, мусор не убирается месяцами, лампочки выкручиваются, стены исцарапаны и размалёваны. Возле дома становится опасно находиться и в светлое время суток. Некогда образцовый дом превращается в трущобу...
 
Что остаётся делать тем, более цивилизованным людям, которые оказались во враждебном окружении? До определённого предела можно сопротивляться. Но, если силы явно неравны, остаётся только бежать, если есть куда. Так, одна часть древнего народа двинулась с насиженных мест на север, в сторону Балтики, положив начало современным эстонцам и финнам, другая часть на неосвоенные просторы Заветлужья, третья – в непроходимые леса современной Мордовии. Это позволило продержаться ещё несколько веков!
 
 
И не поэтому ли далёкий предшественник эрзянского царя Тюшти, патриарх Кудадей, создающий эрзянский род из 77 деревень, владея  всё тем же провидением, догадываясь о силе врага, не поднимает свой род на бой с ним, а зовет уйти в безопасное место. И люди с болью оставляют свою землю, зная: их внуки вернутся, у них хватит сил одолеть врагов. Эрзянский царь Тюштя также уводит свой народ от противника в неведомые края, спасая его от уничтожения. 

 

 

 

 

 
Но в XX веке уходить стало некуда! А когда уходить некуда, происходит упадок, моральная деградация, что наблюдается особенно чётко при смене поколений. В случае с культурно и духовно более развитым народом, попавшим в инородное враждебное окружение, даже в «цивилизованную» эпоху, когда не практикуется рабство и пленение наложниц, со временем происходит интенсивная деградация на генетическом уровне, прежде всего, за счет смешанных браков. Проблема усугубляется тем, что все те черты, которые ответственны за более высокое интеллектуальное и нравственное развитие, являются рецессивными признаками, и при разбавлении крови передаются потомкам по законам генетики в соотношении 1:3.
 
Следы цивилизационного столкновения отражены во многих древних легендах и эпосах, например, в «Калевале». Учитывая, что земский врач Элиас Лённрот  собирал древние песни на обширной террирории, включая современную Архангельскую область, этот эпос в действительности несправедливо называть исключительно «карело-финским». В «Калевале»  весьма колоритно описано столкновение между трудолюбивыми «арийцами», сынами Калевы и хитрыми, коварными бездельниками и паразитами, подданными царицей тьмы Похъёлы. Читая «Калевалу», поражают сцены межцивилизационного противостояния. Поразительны также аналогии между Вяйнямёйненом, Ильмариненом и Лемминкяйненом и тремя былинными богатырями, удивительная схожесть сказания о Кулерво и его сестре с легендой о Купале и Костроме. Да, не зря говорят, что в эпосах философский камень зарыт...
 

 

 

Эрзянская народная мудрость, отраженная в эпосе «Масторава», также заключается в понимании того, что достижение совершенства, стремление к прогрессу невозможны в мире, в котором нет противостояния и противоречия. Необходим феномен столкновения, борьбы Инешкипаза с Идемевсем, девушки со смертью, Кудадея с чародеем, красоты с уродством, в результате которого рождается способность видеть совершенное и прекрасное.
 
Не просто так в сказках многих арийских народов сохранился сюжет о заколдованном лесе. Главный герой должен пройти по заколдованному лесу, не оборачиваясь по сторонам и не оглядываясь назад, не обращая внимания ни на какие страхи и вызовы. Оглянешься погибнешь, окаменеешь, превратишься в соляную глыбу... А выдержишь суровые испытания,  в самом прямом смысле рискуя жизнью – станешь другим, преобразишься, обретёшь новые способности – перейдешь на более высокий уровень развития и получишь понимание многих истин... Известно немало примеров, когда сверхспособности появляются у людей, победивших тяжёлый недуг, перенесших тяжелую травму, клиническую смерть... Не зря, вероятно, в древних религиях, а также среди оккультистов, до сих пор практикуются непростые обряды посвящения.
 
Вспомним сказку о Коньке-Горбунке. Иван должен был искупаться в кипящем молоке и кипятке. Он прошёл эти испытания и преобразился, став из неказистого замарашки красавцем богатырём, а его враг – царь – сварился...
 
Перелистаем страницы эрзянского эпоса «Масторавы» и вспомним, как на эрзянской земле неожиданно появляется враг – хан Сарда с бесчисленной ордой, и на долю эрзянского царя Тюшти выпадает новое  испытание. Он собирает войско и вступает с противником в смертельный бой. В сражении его воинство погибает, но с неба спускается Белый Лебедь, посланец Инешкипаза, и велит окропить мертвых ратников родниковой водой. Как только избранник богов исполняет повеление Белого Лебедя, его воины оживают и вступают в бой. Это действие повторяется дважды, заставляя Сарду и его орду прийти в смятение и бежать с поля боя. Перед Тюштяном в третий раз появляется Белый Лебедь и сообщает ему о конце века его правления. По требованию божественной птицы, он умывается родниковой водой, превращается в седого старца, объявляет людям о завершении своей земной жизни. Народ просит его не умирать у него на глазах, а уйти живым, чтобы сохранить в памяти образ сильного, мудрого, красивого инязора и лелеять надежду на его возвращение.
 
Да, весьма часто главному герою, чтобы расправиться со злодяеми, предстоит пройти через самое страшное испытание – через смерть и воскрешение. В «Калевале» описан обряд «инициации» Лемминкяйнена, который погибает, пытаясь вернуть Сампо, и воскресает от слёз своей матери – преобразившимся, способным одолеть злую и коварную Лоухе, хозяйку Похъёлы.
 
Погибает и воскресает богатырь Руслан в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», в которой используются сюжеты эрзянских, ижорских и финских народных сказок:
 
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мёртвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвёл; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встаёт Руслан…
 
Оживление героя всегда требует мёртвой и живой воды. Вначале мёртвой. Если полить на кровавые раны мёртвой водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого можно было поливать живой водой. Без мёртвой воды из-за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть.
Немало подобных эпизодов воскрешения и в эрзянском эпосе Масторава, приведём один из череды подобных – воскрешение из мёртвых внука Кудодея, сражающегося со змеями Текшоня:
Семь полей широких Мазай пробежала
И нашла Текшоня под крутой горою,
Что под синим небом серебром сияла.
Был в кровавых ранах бездыханный Текшонь.
Как родник журчащий Мазай увидала,
Вспомнила, что ворон старый говорил ей.
–  Дай-ка напою я Текшоня водою!
Дай-ка ему раны вымою на теле!
 
Напоила мужа, раны все помыла –
И смерть отступила, на ноги встал Текшонь,
После сна как будто утром пробудился –
Сильный и красивый, лучше, чем был прежде.
Поклонился Мазай в пояс и сказал ей:
– Вырвала у смерти, Мазай, мою душу,
Исцелила тело, жизнь мне возвратила.
То же исцеленье ты теперь коню дай.
 
В данном случае воскрешение Текшоня происходит от обычной родниковой воды, принесённой его любящей женой Мазай по совету старого ворона, но также в эпосе немало эпизодов воскрешения живой и мёртвой водой.
В поэме Пушкина  живую и мёртвую воду убитому богатырю приносит волшебник. В других сказках героям помогают звери или птицы. Но если зверь – то конь или волк, если птица – то лебедь, орёл или ворон – существа особенные, за которыми из сказки в сказку тянется шлейф загадочных способностей, знаний и умений.
Но откуда эти звери и птицы умеют говорить, знают, как обхитрить злого колдуна, как переправиться через непроходимые препятствия, нигде не объясняется. Не объясняется также, откуда помощники берут живую и мертвую воду. Происхождение этих волшебных вод тоже толком не проясняется ни в одной сказке. Их можно ассоциировать с проявлением высших сил, помощи Всевышнего, помощи великих героических предков. Они придут на помощь достойным – тем, кто с честью прошел путь посвящения!
Испытания посылаются и целым народам. Они проявляются в виде  войн, узурпации власти тиранами и деспотами, в виде периодов лихолетия и анархии, экономических кризисов, в виде техногенных и природных катастроф... Достойные пройдут испытания, многое потеряв, но несравненно большее приобретя взамен. И ничто не способно сплотить народ так, как совместно пережитые невзгоды.
Выход, который подсказывают произведения наших великих предков, дошедшие до нас в виде эпосов, легенд и народных сказок – готовиться к суровым испытаниям, не держась за всё то старое и привычное, но гнилое и порочное – всё то, что обречено на смерть: старую систему ценностей, изживший порядок взаимоотношений. Да, это всегда больно, потому что в это старое когда-то было вложено немало сил и душевного труда...
Это словно мёртвая вода, которая окунает героя в загробный мир, где всё, что отжило, слетает с него, как шелуха. Быть может, поэтому, окроплённый мертвой водой, он становится так прекрасен? Так и нашему народу, – как, впрочем, и всем арийским народам – предстоит пройти нелёгкий путь посвящения, очищения от тлетворного влияния чужеродной цивилизации, не способной обеспечить прогресс и развитие в условиях меняющейся на глазах среды обитания. От губительного влияния нежизнеспособной «цивилизации», угрожающей существованию самой жизни на Земле!
Пройдём мы эти испытания или нет – зависит только от нас. Благоприятный исход нам никем не обещан, за него нужно бороться. И молиться Всевышнему и нашим предкам.
Но коль мы испытания с честью выдержим – наступит пора живой воды, пора нового взгляда на себя и на мир. Тогда много  великих дел и светлых дней мы оставим нашим потомкам. Подобно воскресшему былинному герою, который встаёт и идёт к своей цели – освобождать принцессу, убить дракона, добыть молодильные яблоки… Да мало ли великих дел нас ждёт впереди?!
 
Авардень Сандра

 

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter