На земле Эрзянь Мастор найдено место производства стали 9-10 века.

                                             Кузница страны Эрзянь Мастор

 

            «Меж тех речек бяху горы зедо высокия и на тех горах от древних лет от неких человек устроены грады земляные, и около их глубокие рвы ископаны. От самого же устия вверх тех речек, на горах тех устроены три грады невелики, подле трех тех градов подряд четвертый град зело велик, яко же есть и ныне суть видимы иже их зрящими. Каковы же человецы прежде того в тех градах поселены были и какия времена, и како те грады созданы быта, отнюдь о том неизвестно». Первоначальник Иоанн основатель саровского монастыря.

 Саров, небольшой город на самом юге Нижегородской области, он заходит за границы области на земли Республики Мордовия, окружен заповедными лесами. В этих лесах проходили битвы наших предков с княжескими дружинами Руси.

  Еще до нашей эры, гористый мыс, вытянувшийся «аппендицитом» между речками Сатис и Саровка был заселен людьми, об этом говорят археологические находки времени бронзы и железа. К 13 веку это огромный город для средневековья. Древнее поселение занимало верхнюю площадку мыса на 1,4 км, укрепленный мощными валами и рвами. По современным определениям город занимал 440 тысяч кв.м.

 Без всяких сомнений древний  Саров (старый город), являлся административным центром эрзянских земель, военным и ремесленно-торговым сосредоточием, стольным градом обширных лесных территорий, любовно называемый народом, Эрзянь Мастор.  Город  Саров  в 13 веке знал  Инязор Пургаза и вероятно выделил его из своей среды или округи. Строительство нового стольного места Эрзямас, остался им не завершенным.

  Все сведения об этом сложном времени тонут в глубине  веков и отдельных моментах истории, лишь «послания»  наших предков, которые находятся при археологических раскопках, да  в эрзянском языке с его богатой литературой рассказывают нам о прошлом.

  Чудовищное сокрытие истории Саровского городища произошло дважды: с заселением монашества, строительством церквей и монастырей, писалась уже иная история, однобокая,  где эрзян выставляли недоразвитым народом.

 Засекреченный Арзамас-16, ядерный центр страны. Огорожен началу 1948 года колючей проволокой, заблокированная со всех сторон силами войск МВД, для исторической науки и простых граждан. Там создавалось ядерное оружие для защиты государства от внешних врагов.

 Мне, автору этой публикации не довелось побывать в Сарове, но много наслышан с самого детства,  от своей бабушки, которая в свои 14 лет была на открытии мощей святого Серафима,  она  босыми ногами прошлась по ледяному полу  Саровских пещер. Дивилась обилию сажи на  стенах и потолках.

  В студенческое время в купе вагона попал в компанию не то геологов, не то геодезистов. Принятие спиртного развязало попутчику язык, впервые услышал о Алаторском разломе и доломитовых недрах, где они от Сарова искали подземные пустоты и пещеры.

 Были гостьями и не раз в музее эрзянской культуры, археолог Н.Н. Грибов, ведущий раскопки Саровского городища, директор  музея «Саровская пустынь», бывший атомщик А.М. Подурец, просто жители Сарова. Последним камнем к рождению этого текста стал фоторепортаж (о городе и знаменитых пещерах), моего друга Терюшань Сергу. Его уверенность, что Саров (старый городок)  был металлургическим центром Эрзянь Мастор не лишен основания. Но разберемся по порядку.

            В книге А.Н. Подурца я вычитал следующее: «Первоначальник Саровской пустыни монах Иоанн в 1692 году начал копать на склоне горы пещеру. Тем самым было положено начало знаменитым саровским пещерам, существующим и сейчас….в повествовании об этом, сопровождается видением во сне Иоанну, увидел себя в пещере Киевско-печерского монастыря и митрополит Илларион благословил его на копание пещер». Такова церковная легенда, оправдывающая деяния монахов пещерокопателей. Воистину истина и нечего думать и сомневаться даже верующим в бога ученым Алексею Подурцу и Николаю Грибову.

 Представим себя на месте монахов-пустынников. В руках примитивных орудия, ломик, топор, кирка, как ими взгрызаясь в скальную толщину?  Надо кувалдой ударить по доломитовому камню и понять вздор сей легенды.

 Многометровые туннели Саровских пещер располагаются в три яруса. Под Саровским монастырем образованы кругами, 400м ныне открыты для посетителей. Только до источника Серафима Саровского ходы тянуться 2 км.

 По  словам монахов, место это три века оставалось кладбищем не захороненных его защитников, но не совсем пустынным. Была некоторая часть населения, эрзя. С их стороны шли угрозы появившимся монахам, вынуждали их уходить. Также были разбойные шайки, прятавшиеся в пещерах? В вспомним время появления монахов, конец 17 века. По всей вероятности на мысе прятались разинцы. А уж, каковы разбойники? - убийств монахов не было. От  первых известных жителей сохранились фамилии. В месте монахом Феодосием жили местные жители из д. Кременки (ныне г. Краснослободск) Саватий Минин, Серапион Холодилин.

            Весьма сомнительно, что основным занятием монахов одиночек было копание пещер. Хотя одно обстоятельство может объяснить, почему  они полезли в породу. Ходили рассказы о чудесном сиянии над мысом и колокольных звонах, слышимых из под земли. Это, мол, от несметных кладов, спрятанных в землю прежними обитателями сокровищ. Пещеры были и до монахов, доломитовая скальная основа истекала множеством ручьев. В недрах естественно образовывались пустоты-карстовые провалы, пещеры точили подземные ручьи. Не столь кладоискательство толкало монахов в пещеры, сколь забота о святости и без греховности, вырубая ниши-убежища они якобы проводили там дни в молитвах к богу.

 Узкие, низкие своды Саровских пещер закопчены густой несмываемой сажей, как старые дымоходы, местами переходящие довольно объемные пустоты. В одном из них,  монахи устроили подземную церковь, где и сейчас  проводят службы.

 Но оставим пока пещеры, обратимся к археологическим находкам. На территории старого городища найдены литейные мастерские. Один из котлованов имеет форму овала. В ней найдены фрагменты тиглей, слитков свинца, меди, остатки инструментов из железа, цилиндрические сосуды для плавки металла, многочисленные изделия из бронзы и стали. Найдены  и сами печи. Обилие керамики. Многочисленные находки импортных изделий позволяют наметить пути торговых и культурных связей. В первую очередь с Волжкой Булгарией и даже Египтом. Так чем же торговали жители Сарова?

            Исключительно большие размеры города говорят о многолюдности поселения, наличие свободных рук на сооружение сложной системы укреплений. Следы активной и разнообразной ремесленной деятельности и находки импортных изделий (хрусталь, стекло из Египта) и собственного металлургического производства. Собственная выплавка металла и собственное производство оружия по качеству превосходящая металл соседей. Все это  было уже за несколько веков до возникновения Владимирско-Суздальской Руси.

  Вот почему таким ожесточением и постоянством вторгались враги на эрзянские земли и впервую очередь Владимиро-Суздальские князья, не допустить экономического и военного превосходства Эрзянь Мастор, а еще точнее завладеть передовыми технологиями. В несколько вековой войне, им удалось уничтожить центр индустриальной мощи Эрзянь Мастор, но сами они не могли быстро  наладить выплавку металла, ремесленники погибли при защите города. Монгольское иго (время смутное и непонятное) и опять же русское феодальное засилие отбросило эрзянский народ на задворки истории.

            Саровские пещеры в основном природные образования. Недра богаты доломитом и редкоземельными песками, в которых находятся редкие металлы, которые используются для легирования стали. Предки успешно ими пользовались. Я не знаю технологического цикла производства металлургии и вспомогательных компонентов.   По – видимому  успешно использовались природные полости для производства стали, обжига древесного угля., поташа, дегтя и прочих сопутствующих продуктов, что позже в 18 веке было налажено повсеместно. И это было предметом торговли. Конечно, пещеры расширялись, соединялись или перекрывались соответственно от хозяйственных и технологических потребностей. Ясность могут принести дальнейшие исследования,  самих пещер. Это история Эрзянь Мастор. 

 

                                                            Николай Аношкин- директор музея "Эрзянской Культуры"

                                                                                            

 

 

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter