Мордовские парадоксы и риторические вопросы



Финно-угорский вымышленный мир…
Избыток конкурсов и пышных фестивалей,
Здесь на гармонике мордовский шут Тултаев
Не раз играл, закатывая пир.
Вирява


Журналист, кому служишь? - под таким названием вышла статья Нуянь Видяза в свежем номере газеты «ЭМ» от 30.09.2010 г. Читая рассуждения редактора газеты «Эрзянь Мастор», стало немного грустно. И вот почему.
Занимаясь изучением истории финно-угорской языковой семьи, обнаружилось несостоятельность теории финно-угорской общности. Об этом было написано несколько аналитических статей, в которых убедительно раскрыта фиктивность упомянутого объединения.
МОРДОВСКАЯ И ФИННО-УГОРСКАЯ ОРДА ПРОТИВ РУСИ В 21 ВЕКЕ
К сожалению, редактор эрзянской газеты, видимо, не читал материалов, разоблачающих финно-угорскую науку, поэтому и таил надежды на получение положительного результата от финно-угорского фестиваля прессы, состоявшегося 23 сентября этого года в столице Мордовии, городе Саранске. Вероятно, до начала фестиваля Нуянь Видяз не задумался - не успел, а каков же будет прок от данного мероприятия?
Хотя главный редактор единственного на всю страну эрзянского вестника прекрасно осознавал, кто управляет собравшимися на фестиваль журналистами. «Финно-угорскую прессу, управляемую Москвой, и фактически являющейся московской, положение и будущее финно-угорских языков, являющиеся фундаментом журналистики и художественного творчества, не интересует», - с горечью говорит в своей статье Нуянь Видяз.
Внимательный читатель газеты «ЭМ» однако заметил, что Нуянь Видяз, тем не менее, считает себя финно-угорским журналистом, а Мордовию - финно-угорской республикой. Таким образом, читая единственную национальную газету, многие эрзяне, проникаясь двусмысленной финно-угорской общностью и теряя при этом свою национальную идентичность, становились незаметно для себя мистическими финно-уграми.
Вдумчивый читатель сразу задастся вопросом: как такое возможно? А это, читатель, неизбежный результат «мордовского парадокса». Почему мордовского? – спросите. «Это, действительно, парадоксально, но именно так и есть», - скажу я вам и предъявлю в качестве доказательства полное название газеты: «Независимая общественно-политическая газета Мордовского республиканского общественного Фонда спасения эрзянского языка».
Как говорится, комментарии излишни. Вероятно, мордовское влияние и является той весомой причиной, заставляющей редактора так бояться русификации эрзян. «Иначе говоря, они, СМИ, выполняют заказ государства – русифицировать, применяя самые разнообразные средства и методы, финно-угорские и другие нерусские коренные народы», - пишет Нуянь Видяз.
Можно было бы согласиться с автором цитаты, если речь шла, например, о хантах или мари, но вот как быть в отношении народа эрзя, в генах и антропологии которого не обнаружено монгольской примеси, следовательно, туманное финно-угорское единство (в котором якобы были и эрзяне) становится очевидным обманом историков и политиков.
Получается, что опасаясь русификации эрзян, общественные эрзянские деятели Мордовии активно проводят процесс финно-угАризации эрзян. Парадоксально, но этим процессом они занимаются параллельно с критикой работ мордовских историков и с осуждением тех же самых финно-угорских мероприятий.
Не открою вам Атлантиды, указав на такой общеизвестный факт: «рулевым» финно-угорского движения в России является правительство Мордовии, таким образом, становится совершенно очевидным, кому выгоден данный процесс.
Порой Нуянь Видяз невольно отделяет эрзян от финно-угров, но это всего лишь его словесная увертка: «Это ещё раз показало, как далеки финно-угорские журналисты от финно-угорских проблем, особенно языковых, что служат они не идее сохранения и развития языков, не идее спасения, как у эрзи, а своим управленцам, власти».
Но уже следующая мысль из рассматриваемой нами статьи Н.Видяза превращает эрзян вновь в финно-угров. «Не забыл сказать и об условиях подписки на эту по существу единственную независимую газету в финно-угорском сообществе», - сообщает Н.Видяз, переключая внимание на газету «Эрзянь Мастор».
Вот так, под «гнетом» Мордовии, управляющей финно-уграми России, газета «Эрзянь Мастор» сохраняет свою «независимость».
Заканчивает свою статью в газете «ЭМ» Нуянь Видяз патетическим вопросом: «Что же делать, чтобы дышалось легче, чтобы завтрашний день говорящих на финском и угорском языках был светел, чтобы мерилом бытия стала справедливость? Продолжать фестивалить?»
Комментарии как говорится, здесь излишни. О каком финском языке в России ведет речь редактор эрзянской газеты? Какое отношение имеют угорские языки к эрзянскому народу?
Задумайся читатель над риторическим вопросом: кому выгоден вымышленный финно-угорский мир, за который так крепко держится Мордовский республиканский общественный Фонд спасения эрзянского языка и газета "ЭМ"?

 

Терюшань Сергу

 

07.10.2010 г.

Предложения для 5-го Конгресса финно-угорских народов от эрзянских общественных организаций (июнь 2008 г.).

Председателю Оргкомитета Дмитрию Козак, делегатам V Конгресса финно-угорских народов­

 
 
12.11.2017
 Мерянский сайт вновь заработал
5.11.2017
 Время, вперёд!
30.10.2017
 Потребительская кооперация. Возрождение...
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»

<<   ноябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter