МОРДОВСКАЯ ИСТОРИЯ СФАЛЬСИФИЦИРОВАНА


Довольно ль Духа - вырваться из плена
Мордовской фальши?! прозвище отсечь!
И да поможет нам восстать из тлена
В эрзянской сече закаленный меч.
(Татьяна Ротанова. Вирява)



«Следует, видимо, допустить, что словом Моксель Рубук называл не только страну, но и «род людей» – мокшу, а под Мердас, Мердинис –другой «род людей», скорее всего эрзю. Этнонимы мердас и мердинис, вероятно тождественны этнониму мордва. Некоторые исследователи полагают, что этноним мордва относился раньше в основном к эрзянскому населению».
Н.Мокшин (Книга «Мордва» стр. 40)


Мордовские чиновники и подвластные им: историки, этнографы, фольклористы, демографы, искусствоведы, филологи, многие видные деятели науки, культуры, искусства, СМИ, нарушая конституционные права, пытаются эрзян удержать в мордовской упряжке, сочиняя и поддерживая мифы о былом мордовском (эрзя - мокшанском) единстве. Научное насилие, которое применяется к эрзянскому народу со стороны Мордовии, является откровенной демонстрацией беззаконья в Российском государстве. А при знакомстве с «трудами» заслуженных деятелей мордовской науки, невольно на ум приходит скандально известное имя Героя Социалистического Труда Трофи?ма Денисовича Лысенко, награжденного орденом Ленина и золотой медалью «Серп и молот», «за выдающиеся заслуги в деле развития сельскохозяйственной науки», а на самом деле нанесшего огромный урон, науке и сельскому хозяйству. Вот как о нем отзывался Валерий Сойфер:
«На примере деятельности Лысенко можно воочию показать сущность вмешательства коммунистов в сферу, где их участия не требовалось, где они нанесли урон, не преодолённый и сегодня. Парадоксальной стороной сегодняшней жизни в России стало то, что вред лысенкоизма до сих пор здесь не понят, хотя на Западе пример Лысенко стал аксиоматической формулой доказательства уродливости тоталитаризма. Умиление неоценёнными трудами шарлатанов было бы невозможно в цивилизованных странах, но ещё находит себе лазейки в обществе российском».
— Валерий Сойфер, биофизик- генетик , историк науки, 2001. "Власть и наука"

Труды мордовских последователей лжеученого Лысенко наносят ущерб российской исторической науке, культуре, образованию, мордвинизация уничтожает древние традиции эрзянского народа, лишает эрзянской самоидентификации и заменяет ее мордовской. Мордвинисты, как «тигры», накатываются на эрзянскую идентичность, вдавливая эрзян в мордовское месиво. Их мордовские проповеди в высших учебных заведениях заставляют студентов воспринимать мордовскую историческую псевдонауку за истину. Так происходит постепенная подмена эрзянской истории, культуры, веры и всех национальных традиций на мордовскую далеко небезобидную сказку. Не забывают Мордовские власти и о простых обывателях, для них Мордовское книжное издательство «заботливо» издает книги, в которых видные деятели, науки и культуры продолжают рассказывать мордовские сказки о «едином мордовском» народе.
Выпущенная Мордовским книжным издательством книга очерков по истории, этнографии и культуре мордовского народа «Мордва», при детальном её изучении обнажает убогость мордовской науки, показывает ее несостоятельность и позорит всю мордовскую науку и культуру, хотя в  ней можно прочитать такого рода восторженные дифирамбы: «Эта книга – капитальный научный труд об истории и культуре своего народа, это поистине кладезь всеобъемлющих знаний об одном из больших народов финно-угорской семьи: мокша и эрзя….
Основу авторского коллектива составили мордовские ученные с всероссийским и зарубежным именем - историки, этнографы, фольклористы, демографы, искусствоведы, филологи - видные деятели науки, культуры, искусства.

Книга предназначена историкам, краеведам, преподавателям, студентам, всем, кто интересуется историей мордовского народа».

На самом же деле книга «Мордва» противоречит здравому смыслу, оскорбляет чувства национального достоинства и выставляет эрзян и мокшан народами второго сорта, которые самостоятельно, без участия мордвы, не могут развиваться как этносы. Определение сортности мордовских субэтносов и мордовской элиты является главным коньком профессора Н.Мокшина, и львиная доля страниц в книге заполнены именно его историческими фантазиями. Фантазии в доказательствах не нуждаются, поэтому «последователь Лысенко», «ученный» с всероссийским и зарубежным именем, не утруждает себя обоснованием своих поспешных выводов, которые зачастую являются ложными или ошибочными, и не имеют ничего общего с наукой.
Вот и наглядный пример:
«Этнонимы мердас и мердинис, вероятно, тождественны этнониму мордва. Некоторые исследователи полагают, что этноним мордва относился раньше в основном к эрзянскому населению» (Н.Мокшин).

Надо заметить, весьма голословное утверждение для столь заслуженного деятеля науки, лауреата государственной премии РМ, чей перечень заслуг и званий можно продолжить. Невольно вновь проводишь параллель с лжеученым Лысенко, вспоминая высказывание А. Шаронова:
«Н.Ф. Мокшин не написал ни одного серьёзного научного исследования в области этнографии, все опубликованные им труды скользят по поверхности обсуждаемых вопросов, повторяют чужие концепции, а когда он вторгается в фольклористику - превращается в танцора, пришедшего на бал без штанов». (А.Шаронов газета «Эрзянь Мастор»). Знакомясь с «трудами» Мокшина, понимаешь насколько прав Александр Маркович Шаронов: за что же присваивались ему звания - неужели за переписывание чужих концепций? Но ведь и Лысенко награждали и звания давали!!

Давайте взглянем на работу Н.Мокшина и постараемся понять, насколько же он «велик» как ученный. В приведенной выше цитате Мокшин ссылается на концепцию исследователей, которые этноним «мордва» относили к эрзянскому народу, в дальнейшем эта зыбкая версия превращается в аксиому и становится фундаментом мордовского народа.

Для убедительного доказательства несостоятельности учения Мокшина, согласимся с тем, что мордва равнозначно эрзя, и посмотрим на результат этого равенства.
Первое достоверное свидетельство о мордовском народе дошло до нас с момента упоминания о нём в VI в. в труде византийского епископа Иордана “Гетика”(Н.Мокшин), согласно теории Н.Мокшина здесь речь идет об эрзянском народе.

948-952 гг. Византийский император Константин II Багрянородный в своём сочинении «Об управлении империей» пишет о Мордовии, - согласно теории Н.Мокшина речь идет о стране эрзян.

В 1235 году римско-католический миссионер, монах-доминиканец Юлиан описал в своем сочинении о путешествии: «… проехал по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов (геgnum Morduanorum), согласно теории Н.Мокшина речь идет опять о царстве эрзян.

На странице 14 книги «Мордва» под заглавием «Любопытные факты из истории мордовского (мокша, эрзянского) народа» мнение профессора Мокшина преподносится уже в качестве неоспоримого факта и ложно заявляется, что Рубук под Мердас подразумевал эрзю:
« Рубук (XIII в.) – первый из путешественников, обративший внимание на двойственность, бинарность мордвы, состоящей из, говоря словами путешественника, двух родов людей»: «Моксель» и Мердас»; под Мердас он подразумевал эрзю (Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубука.М., 1957. с.111).
Таким образом, первое упоминание в истории о роде «Моксель» состоялось в 1253 г..
«Моксель», по утверждениям мордовских историков, этнографов является частью «Мердас», а так как под «мердас» подразумевается эрзянский народ, то род «Моксель» следует считать частью эрзянского народа или словами Н.Мокшина, субэтносом эрзян.
Прямое тому подтверждение находится на стр. 21: «Очень верно и важно замечание Татищева, что «мокша» и «мордва» (под которой он понимал эрзю) составляют один народ: «… в Руси донесь народ сарматской моксели, моши и мокшане именуются и с мордвою един народ есть». (Из труда Н.Мокшина. «Историяграфия культуры мордвы»).
Потому как мордовским ученым сообществом считается, что мордва это эрзя, то замечание Татищева следует понимать вот так: «… в Руси донесь народ сарматской моксели, моши и мокшане именуются и с ЭРЗЕЙ един народ есть».
Как видишь, уважаемый читатель, согласно мордовской теории, мокшане не могут претендовать на звание народа, им можно быть только субэтнической частью эрзян. И, уважаемый в мордовских, а также и мокшанских кругах профессор убедительно это доказывает, приводя на стр.22 еще одну цитату Г.-Ф.Миллера: « В оных местах инаго народа кроме мордвы (под которым понимается эрзянский народ. По Мокшину) не обретается; и то весьма странно, бутто мохшане есть особый народ».
После таких доказательств, утверждение о стране Моксель блекнет «.. словом Моксель Рубук называл не только страну, но и «род людей»..(Н.Мокшин), ибо у субэтноса своего государства быть просто не может.

Давайте же, наконец, взглянем на реальный полный текст, где Рубук рассказывает о Моксель. «Эта страна за Танаидом…» - выдернутое из контекста словосочетание, позволившее сделать парадоксальный вывод мордовскому ученому, понимается совершенно иначе, если прочитать название главы, в которой рассказывается о мокше и мердинис:

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. «О стране Сартаха и об ее народах».

«Эта страна за Танаидом очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они – Саррацины. За ними находится Этилия».
Вильгельм де Рубрук.


Как видим, речь о стране Сартаха, хана Золотой Орды, в которой жили Моксель и Мердинис, а достопочтенный профессор выдал ее за страну Моксель, вводя в заблуждение тысячи читателей. Теория Мокшина о том, что именно эрзян называли мордвой, оказалась довольно лестной для эрзян, и из нее следует неопровержимый вывод - единый мордовский язык является эрзянским языком, а мокшанский язык - диалект эрзянского, сами посудите - ведь мордва по Мокшину это и есть эрзя.
Обратите внимание, как профессор исказил факты, необоснованно отбросив свидетельство Рубука: «Сзади них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они – Сарацины. За ними находится Этилия. Эта река превосходит своею величиною все, какие я видел; она течет с севера, направляясь из Великой Булгарии к югу».

Сославшись на якобы допущенную Рубуком ошибку (Мердинис - сарацины), Н.Мокшин связал Мердинис с эрзянским народом.
Между тем, Рубук в своей работе достаточно много пишет о сарацинах, и не доверять ему нет оснований. Более того, Рубуком указывается место расселения Мердинис и это не совпадает с эрзянской территорией того времени, так как описываются земли ниже Булгарии, в то время, как эрзяне жили в междуречье Оки и Волги.

С. Герберштейн и Р.Барберини так же указывали на магометанскую веру мордвы и на ее территорию расселения, которая также не совпадает с эрзянской.
В.К.Абрамов в противовес Н.Мокшину заявляет: « Как показывают имеющиеся документы, почти все мордовские князья переходили в христианство из ислама, причем мусульманскими были не только мокшанские князья (их можно было посчитать мишарями или даже татарами), но и феодалы из чисто эрзянских мест, например, вышеназванные арзамасские мурзы Мустофины, или князья Баюшевы, чье эрзянское происхождение не вызывает сомнений. С учетом указания Рубука на мусульманство Мердас и более чем двухсотлетнего пребывания в составе Золотой Орды, где ислам являлся государственной религией, это явление вполне естественно» (Книга «Мордва» В.К. Абрамов стр.77).
Профессор, заслуженный деятель науки В.Абрамов, вступая в противоречие с учением Мокшина, пытается не менее безосновательно доказывать принадлежность эрзян к исламу. Взгляните на его, якобы веские, аргументы, а их два, точнее, две фамилии - Мустофины и Баюшевы.

Богдан Мустофин (20¬е гг. XVII в.), арзамасский служилый татарин, мурза. Владелец земель на реке Сатис и близ деревни Токбулатовой (ныне Анда) — всего 500 четей. Участник боев против польского королевича Владислава (1618–1619 гг.).
http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=1304
Баюшевы. Дворяне с 1613 года с поместиями в Алатырском уезде Симбирской губернии. От Баюша Разгилде-ева (мишарина) (ОГДР, XIII, с. 21; XV, с. 39). Баюш образовано от татар, баю "разбогатеть" (Баскаков 1979, с. 253).

Как видим, доказательная база отсутствует и у В.Абрамова, заявления и выводы о принадлежности эрзян к Мердинис не обоснованны, голословны. Антинаучным притягиванием фактов, грубым выдергиванием из контекста грешат многие заслуженные деятели Мордовии. Фактических сведений об исповедовании эрзянами ислама в исторической науке не имеется. Эрзянская вера, фольклор, свидетельствует об эрзянской самобытной культуре и отсутствии исламского влияния.
Этноним Мердинис, приписываемый мордвинизаторами эрзянскому народу, - откровенная фальсификация, которую не сложно оказалось раскрыть. Признав факт фальсификации, вся мордовская история, а вместе с ней и мордовская государственность рухнет как карточный домик, потому как останется без фундамента. Тысячи диссертаций и научных работ придется признать недействительными, сотни тонн книг превратится в макулатуру. Мордовские ученые, историки, этнографы, фольклористы, демографы, искусствоведы, чиновники окажутся виновными в лишении эрзян истории и культуры - перспектива для Мордовии нежелательная, поэтому они будут всячески сопротивляться и продолжат фальсификацию.
Внимательный читатель уже успел задуматься и задаться вопросом: кто же такие мордва, и где искать историю эрзян?..

08.03. 2010 г. Н.Новгород

Терюшань Сергу
 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   октябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter