МОЧАЛКИ НА КРЕСТАХ

Утром я часто просыпаюсь от колокольного звона. Совсем рядом с моим многоквартирным домом находится церковь. Церковь примечательна тем, что переоборудована она из бани, закрытой в перестроечную пору из-за нерентабельности. Здание простояло пару лет без пользы, а потом было передано местной епархии. Молодой и набожный батюшка, назначенный в наш пригородный приход начал всеми правдами и неправдами переделывать баню в храм. И теперь бывшая баня действительно похожа на церковь и имеет своих постоянных прихожан. Но, судя по всему, в трудах по переделке бани батюшка постепенно разрушал храм в собственной душе. Потому, что, как уже было сказано выше, строил он церковь не только правдами, но и неправдами. А неправдой святого дела не сделаешь. Как ни старайся. По-человечески батюшку можно понять. Время было смутное и не слишком сытое. Но жертва с его стороны слишком высока. Теперь – это типичный представитель своего сословия. Со всеми свойственными этому сословию изъянами, начиная от преклонения перед богатыми и не слишком набожными спонсорами и кончая такими прегрешениями о которых говорить то просто не хочется. И все это не фантасмагория, не притча. Упомянутая церковь находится в одном из пригородов Саранска В Мордовии.
Нечто подобное произошло со всей нашей православной церковью в период руководства ею ныне покойным Патриархом. Начав строить благополучие всего ведомства РПЦ с беспошлинной торговли спиртным и сигаретами, церковь заложила свой начальный экономический потенциал. Почти непрерывное прислуживание власти обеспечила ей стабильное существование и самое высокое государственное покровительство, финансовую и иную помощь госструктур. Даже смерть Патриарха стала событием государственной важности. Президент Медведев счел нужным отложить очередной официальный визит за рубеж. Он же издал указ, в котором фактически ввел траур в день похорон и распорядился обеспечить освещение мероприятий, связанных с прощанием с Патриархом Общероссийскими телерадиовещательными организациями. Москва на два дня пригасила новогоднюю иллюминацию. Государство почтило память верного союзника, а может быть и слуги.
В качестве главной заслуги Патриарху ставиться увеличение количества восстановленных и вновь построенных храмов, рост числа священнослужителей и прихожан. И это так. Но не следует скидывать со счетов и то, что после многолетнего запрета на религию люди двинулись туда, куда раньше было нельзя. Кроме того, в человеке живет как его социальная потребность желание "поиска Бога".
После недолгих раздумий государство решило всячески поддерживать эту тенденцию. Место коммунистической идеологии надо было чем-то заткнуть. Чиновники самого высокого ранга взяли в руки свечки и стали неумело креститься. И вот постепенно, в нарушение Конституции, православие фактически стало государственной религией. И уже зафиксированы случаи, когда госслужащие сгоняются на политически важные молебны, вроде богослужения в День народного единства или памяти жертв грузино-российского конфликта. Но это скорее вехи успешного продвижения самой церковной корпорации, чем строительство истинной дороги к Богу. Не думаю, что обо всем об этом не знал Патриарх.
Власть усмотрела в РПЦ идеологическую опору, столь необходимую ей в это время. Церковными догматами затеняются доминирующие права человека, личности, так бескомпромиссно прописанные в российской Конституции. Но при этом сама власть следовать церковным заповедям не спешит. Крадут и грешат другими способами без оглядки на Бога. Все государственно-религиозное блюдо предназначено для народного потребления и частично для декларативных заявлений на международной арене. Права человека, мол, важны, а нравственные ориентиры еще важнее. И не беда, если эти права ужмутся в жертву религиозной нравственности. Рупором этих деклараций выступила РПЦ, конечно "с благословления" госструктур. РПЦ удобна еще и тем, что прислуживание власти возведено ей в добродетель. В основах социально концепции РПЦ принятой Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, говориться буквально следующее: "Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее." Но при этом РПЦ совсем не двусмысленно рассчитывает на помощь государства. Более того Церковь считает, что "может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях". Что и говорить – взаимовыгодный союз.
Количество людей считающих себя православными не должно вводить нас в заблуждение. Многие из людей считающие себя таковыми не имеют четких представлений не только о собственном религиозном мировоззрении, но и об общечеловеческих понятиях нравственности. Большая доля "верующих", образно говоря, верят "в крестик, иконку, свечку", но никак не в Бога. И напротив есть немало людей, не принимающих концепцию загробной жизни, а, следовательно, не попадающих в число "истинно верующих." Но многие из них живут, руководствуясь совестью и собственным пониманием Бога. Не все так просто с верой.
Да и количество людей регулярно посещающих церковные храмы не так уж велико. Особенно в городах. Это признают и сами священнослужители. Но многим из сетующих по этому поводу следует оборотиться к собственной личности. И спросить себя, что у меня на первом плане: "Спасение души или прирост прибыли и процветание корпорации? И как сочетаются эти вещи"?
Нам не следовало бы забывать и того, что мы по Конституции государство светское. Кроме того в нашей стране есть и другие религиозные концессии кроме православной да и просто верования. Можно быть уверенным, что поборники иных религий не в восторге от той государственной политики, которую проводит российское руководство. Выделение одной религии в качестве доминирующей прекрасная почва для роста религиозного экстремизма. И словами здесь не прикрыть происходящего. Казалось бы, чего проще – соблюдай Конституцию, живи по совести и по закону. И если есть у тебя такая потребность – соблюдай религиозные обряды. И не обязательно в виде публичного телевизионного шоу и на VIP местах. А РПЦ и прочие конфессии пусть решают свои проблемы самостоятельно. Возможно, тогда и личность духовного пастора станет определяющей для приумножения паствы. Наверное, не зря говорил преподобный Серафим Саровский: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи".
Что касается усопшего патриарха, то он сейчас, по его верованию, стоит перед Высшим Судом. Считается, что этот суд будет учитывать совсем не чиновничьи успехи, а нечто иное. Но, говорят, что этот суд милосерден и прощает все вольные и невольные прегрешения. Возможно, это и так.
Александр Фомин
ИСТОЧНИК: МОРДОВИЯ НЫНЧЕ
 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter