КУПРИН МОРДВИН ИЛИ ТАТАРИН?

Название новости :Татарские корни А.Куприна


Творчество замечательного писателя Александра Ивановича Куприна стало одним из ярчайших явлений русской литературы начала 20 века. Его произведения принимались русской общественностью с теплотой, а порой и с восхищением. Ими зачитывался Лев Толстой. Биография Куприна издавалась неоднократно. Казалось бы, обращаться вновь к его жизнеописанию нет никакого смысла. Однако непростое отношение писателя к своим корням наводит на размышления. Куприн нередко делал упор на своем 

Татарском происхождении. Что это? Попытка творческого человека поднять свой престиж через родство с татарскими князьями или желание выразить свой внутренний мир, имеющий немало татарского? Вот в этом вопросе мы и попробуем разобраться.

А.И. Куприн родился в 1870 г. в городке Наровчат (ныне село, районный центр Пензенской области, а в XIII-XIV вв. центр улуса Мокши, а в 1312-1320 гг. столица всей Золотой Орды). К моменту его появления на свет это был мало чем примечательный провинциальный русский город. Трудно себе даже представить, что когда-то, во времена средневековья, в нём бурно кипела жизнь. Здесь находился один из улусных центров Золотой Орды, населён он был татарами и  мордвой (мокшей). С наступлением в Орде “Великой замятни” в Наровчате обосновался князь Тагай. А впоследствии, уже после присоединения к Российскому государству, появились здесь и далёкие пращуры Куприна по линии матери –ТАТАРСКИЕ князья Кулунчаковы.

Этот род имел глубокие корни в Мещёрской земле. Существовало мнение, что князья Кулунчаковы происходили от касимовских царей. Из Касимовского царства выводил своих предков по материнской линии и сам А. И. Куприн. Однако более точные и аргументированные сведения по генеалогии рода князей Кулунчаковых приводят В.В. Первушкин и С.В. Думин в 3-м томе издания “Дворянские роды Российской империи”. По их мнению, первый известный предок А.Куприна князь Бехан еще в XIV веке владел городом Сараклыч . Именно от него авторы многотомника выводят происхождение татарских князей: Тенишевых, Кугушевых, Еникеевых, Акчуриных, Ишеевых и Кулунчаковых. В XVI-XVII веках они составляли костяк татарской феодальной аристократии городов Темников и Кадом. Постепенно, с распространением русского влияния на восток, представители этих фамилий стали выходить на государеву службу, а с течением времени и принимать православие. Они расставались со своей религией, но не порывали окончательно со своей средой. Многие из них продолжали жить в тех же губерниях, что и прежде, и нередко роднились с такими же, как и они сами, потомками татарских мурз.

В связи с этим хотелось бы сделать небольшое отступление. Процесс христианизации аристократов-мусульман в России усилился на рубеже 17-18 веков. Окончательно он был предопределён указом Петра I от 13 января 1713 года. Многие татарские мурзы вынуждены были креститься, иначе они теряли земли и титул, и, следовательно, возможность участвовать в общественно-политической жизни страны. Этими событиями объясняется такое небольшое количество мусульман в российской элите послепетровского времени....
источник

 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   октябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter