Кровавая христианизация

 При христианизации Эрзянского народа, правительство столкнулось с отсутствием среди духовенства людей, знающих эрзянский язык. Слова , произнесённое от русских священников, имели малое воздействие на эрзян. Поэтому началась подготовка миссионеров, знающих языки.

.. Из эрзянских детей надеялись сделать проповедников христианства, среди их соплеменников.
По указу императрицы Анны Ивановны от 11 сентября 1740 года в Казанской епархии «для обучения иноверческих детей» были учреждены четыре школы, в которых требовалось «обучать оных новокрещёных детей русской грамоте по алфавиту и слогам букваря с десятословием ... однако ж при том за ними смотреть, чтобы и своих природных языков не позабыли».
 Сторонником подготовки миссионеров со знанием языков был нижегородский епи-скоп Питирим, на этой же позиции стояло и руководство созданной в 1740 году Конторы новокрещёнских дел.
  Коварный ход властей, привело к крещению десятков тысяч эрзян. Однако чаще всего принятие христианства было формальным. Церковный историк XIX века Аполлон Можаровский писал по этому поводу : «... дело в том, что самая большая часть иноверцев, увлекаясь одними материальными выгодами, принимали христианство без всякого внутреннего убеждения, проповедники, к сожалению, большею частью и ограничивались только этим легким способом обращения, не вменяя себе в обязанность — возбуждать в сердцах и мыслях нововокрещёных веру в Христа и научать христианству».  Кроме того, принимая христианство, эрзяне моляться своим богам. 
 В результате возникало сложное идеологическое явление — христианская вера наккладывалась на древнюю этническую веру эрзян и изменила её. Возникла фактически новая религия.
 
Под влиянием христианской проповеди произошло изменение эрзянской веры. На смену патриархальному Чам-пазу пришел великий творец — Инешки-паз, подобный библейскому Саваофу, абстрактное мировое зло оформилось в фигуру черта, сатаны — Идемевсь.
 На эрзянские праздники накладывали церковные торжества и литургии.
Складывание новой, по сути своей национальной, религии вызывало закономерное беспокойство правительства и церковных властей. Поэтому в политике властей в конце 30-х – начале 40-х годов начинает преобладать «кнут».
 Типичнейший документ того времени — донесение избранного крестьянами села Пожарок Нижегородского уезда просителя Ивана Васильева в Нижегородскую консисторию (учреждение по управлению епархией) :
 «... священник Климентов сшед на мельницу с присланным из Нижегородской губернской канцелярии солдатом Яковом, перехватив на мельнице помольцев татар и эрзян восемь человек, из которых иных бив, крестил насильно, а прочие иноверные помольцы, оставя на помольном дворе привезённый свой хлеб для молотья шестнадцать возов, неведомо куда от страха

 

  Крупным  выступлением против таких действий, стало восстание эрзян Терюшевской волости Нижегородской губернии 1743-45 гг.  Оно носило характер национально-освободительного движения. А началось всё с назначения на пост епископа нижегородского и алатырского  Дмитрия Сеченова — весьма энергичного и  фанатично настроенно

го священнослужителя. Ему было велено «волей или неволей» крестить иноверцев в Казанской, Астраханской, Симбирской, Нижегородской и Воронежской губерниях. Исполнять свои обязанности Д. Сеченов начал ревностно.

18 мая 1743 года Д. Сеченов прибыл в село Сарлеи, Терюшевской волости и увидел близ церкви эрзянское кладбище с намогильными срубами. Он приказал «оное кладбище, разруша, сжечь». Несколько сот эрзян оттеснили миссионеров и солдат, которые попытались осуществить этот приказ.

На помощь епископу из Нижнего  Новгорода выступили войска, что подлило масла в огонь. Тем более, что начали они с ареста зачинщиков, о судьбе которых красноречиво сообщает документ : «... держаны были в тюрьмах, в каменном остроге, у преосвященного в семинарии, и в других местах. И, держав оных эрзян, крестили из-под неволи ...»

Эти действия церковников, переполнили чашу терпения и эрзяне начали оказывать сопротивление церкви и солдатам, все это распространялось на соседние с Сарлеем села и деревни. По подсчётам исследователей, 6 000 ("Эрзянь Ки" сомневается в этих цифрах, они были значительные, взгляните сколько было войск,с артиллерией) эрзян взялись за оружие. Во главе повстанцев встал уроженец села Большое Сеськино, Несмеян Васильев. Его соратниками по национально освободительному движению  стали Помраз Семёнов, Шатрез Плакидин, Котрян Андрюшкин, Дружина Цинаев

  Присланные на  подавление  движения КАРАТЕЛИ  во главе с капитаном Лазарем Шмаковым бесчинствовали в селах и деревнях. Шмаков «... эрзян для невольного крещения сыскивал, и возил под караулом под шпагами, и у эрзянок  косы обрезывал». Однако сил для пресечения восстания у него явно не хватало. Поэтому решением военной коллегии в Терюшевскую волость были направлены крупные части под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера.

Конечно же, государству и церкви удалось сравнительно быстро расправиться с эрзянским народом. В конце ноября 1743 года у деревни Лапшихи эрзяне были разбиты.

Пленные были подвергнуты пыткам, руководитель сопротивления, Несмеян Васильев, был сожжен на костре, а его соратник, Помраз Семёнов, повешен. Однако результатом восстания явилось отступление правительства и церкви от политики насильственной христианизации. Даже такой фанатик, как Д. Сеченов, был вынужден признать формальный характер крещения эрзян.

  В 1746 году он писал о том, что новокрещёны «... на молитвословие к божествен-ным службам не приходят, и святых крестов на себе не но-сят (во святые посты едят вси мясо и млеко),  и новорож денных детей своих ко крещению не объявляют, и умерших для погребения к часовне не привозят, и во всем чинятся противны».

Спустя сорок с лишним лет нижегородский архиепископ Дамаскин сообщал о независимой духовной жизни эрзян Екатерине II : «... они придерживаются многих старинных обычаев, обрядов и праздников».

Опасение новых возможных выступлений заставило правительство прекратить практику взятия в рекруты эрзян, взамен христиан, были прекращены переселения некрещёных из деревень, в которых жили новокрещёны. Осуществлены и частичные уступки. Например, власти отказались от ареста всех «зачинщиков» Терюшевского восстания ввиду их «великого множества».

Таким образом, правительству не удалось форсировать процесс христианизации эрзян. Эрзянский народ сохранила в борьбе свое национальное самосознание и традиционную культуру. Но ни естественное недовольство эрзянского народа христианизацией, ни даже убийство Мисаила не остановили процесса — он лишь замедлился и принял более приемлемые для эрзян  формы. Церковь и власти запретили называться эрзянами и разговаривать на своем языке и постепенно новые поколения забывали дорогу к  капищам и православные праздники стали для многих эрзян  своими. Но не следует забывать что христианские праздники были наложены на праздники эрзянской этнической веры.

  И даже спустя столетия, мы продолжаем  традиции наших предков и на все свои эрзянские праздники ходим на могилы наших предков.



“Из Указа Синода в Нижегородскую губернскую канцелярию от 7 июля 1743 года:

 

 

“Июня 28-го дня сего года (через 753 года после “крещения Руси”) святейшему правительствующему Синоду преосвященный Дмитрий, епископ нижегородский доношением представил: по должности-де пастырской отъезжал его преосвященство из Нижняго посетить епархию свою (с небольшими дому своего служителями) майя от 16-го дня сего года и, бывши в монастыре Оранском, путешествовал в Зеленогорской монастырь надлежащим трактом через волость Терюшевскую, в которой обретается болшая половина руских старых некрещеных народов (которые, укрывая свое древнее идолопоклонство и волшебство и нехотя прийтить ко свету евангелской проповеди, называются мордвою ложно, понеже они мордвою никогда не бывали и мордовского языка не знали и не знают, а говорят так, как суздалския и ярославския мужики), и проехал мимо трех деревень того же мая 18-го дня, в которых деревнях принимали ево честно и давали проводников до руского села Сарлей, в котором остановился и для ставленников хотел совершить божественную службу и, усмотря близ святаго олтаря кладбище оных некрещеных, акы на поругание святыя церкви в христианском селе в близости церкви поставленное, на котором кладутся их, некрещеных идолаторов, мертвые тела, и приезжая из всех ближних и далных мест, таковые некрещены приносят скверные жертвы кличем и плясками, что весьма богопротивно и как правилами святых отец, так и указами запрещено, которое кладбище давно бы надлежало перенесть в их некрещеные жилища, токмо за нерадением неученых христиан (которыя вкупе со оными некрещеными людми при таковых бесовских игралищах приходя обществуют и скверным их жертвам приобщаются, пьют и ядят с ними заодно), а паче за крайнее послабление оного села Тергошева управителей грузинцов, которые ради скверного своего прибытка в той мерзости им позволяют знатно, не зная или не разсуждая разности между христианами и идолаторами.
И когда его преосвященство, пришед в церковь, приказал у оного кладбища сварить пищу, а дрова насварение брать с того кладбища поставленные на могилах кольи, с которых и созжено десятка с три, а осталные на тех же могилах кольи и струбы для истребления таковых богопротивных и душевредных суевериев велел было зжечь, ибо не точию таковыя, близ святых церквей учиненыя некрещеных кладбища, но и настоящия мечети и капища по указом повсюду разломать поведено. И по выходе его преосвященства из церкви объявили ему тамошние церковники: опасно-де вашему преосвященству здесь стоять, понеже-де мордва советуют вам учинить зло, что услышав, того же часа послал в село Терюшево к управителю оных вотчин грузинцу князь Мелхиседеку Баратаеву с требованием, чтоб таковых злодеев до намерения их не допустить и в том бы охранил. И как его преосвященство отправился из того села, проехал с служителями токмо с полверсты, то из некрещеной деревни Сескина во множественном собрании некрещеных идолаторов со оружием и з дубьем, закричав своими воровскими ясаками, учинили на обоз его преосвященства разбойничье нападение, что увидевши, служители со успехом оборотя от них, едва во оное ж село Сарлей убежать могли, где в овраге коляски переломали и людей многих повредили. Ис котораго обозу, отхватя оныя воры одного церковника, сарлейского дьячка Петра Борисова, били смертными побои, которой и остался у них замертво.
А потом оныя же злодеи, прибегши в село Сарлей до врага, штурмовали их через три часа с немалым умножением с той воровской стороны народа, которых было с пять сот человек мужеск полу с ружьи и с рогатины и с стрелами и з дубьем, а женск пол и дети их — все с палочьем, между которыми злодеи многие такие наглецы были, что, скинув платье донага, отважились (на штурм), имея в руках болшия остроконечныя ножи и рогатины и протчия оружии.
И, хотя оные служители и того села жители от них, злодеев, сколко можно и оборонялись, но, видя такое их многолюдственное собрание и варварское нападение, его преосвященство схоронился было в церкве, но услышав от них злое намерение, что кричат и хвалятся тое церковь зажечь, а его преосвященство и служителей всех побить до смерти, убоявся, ушел из той церкви тайно в дом священнический и, сидя в погребе, готовился к нечаянной смерти…
А когда оные некрещеные прослышали приезд его преосвященства (хотя подлинно и не к ним ехал и о жилищах их, что они на тракте обретаются, не знал), то оные некрещеных волшебники, которые у них, некрещенов, за попов почитаются, собравши со всех деревень на кладбища, возмутили, что архиерей-де едет крестить насильно с солдаты и, ежели-де подлинно с солдаты, то-де сами сожжемся на овинах, а ежели без салдат — то убьем его досмерти. Того ради в первых деревнях пропущали его честно, дожидались высматривая, чтоб внутрь жилищ их въехал, и когда усмотрели, что салдат при его преосвященстве нет, таковое воровское нападение для убивства учинили…
Того ради просил его преосвященство: дабы указом Ея Императорскаго величества поведено было оной Терюшевской волости некрещенов за нанесенную ему обиду и за намерение их ко учинению впредь злодейств всех, кои похотят от злобы и упрямства своего добровольно крестятся, а не похотят — таковых вневолю крестить… богомерзкия же их идолопоклоннические в том селе Сарлей и где инде при церквах святых кладбища есть, по силе правительствующаго Сената определения, святейшему Синоду ноября 30-го дня прошлого 1742-го года объявленного… разорить и з землею сравнять и имеющияся на тех кладбищах колья и струбы и протчее, собрав, зжечь, дабы никакова знака кто где зарыт не осталось…”
взято   rain.prohosting.com/lut/stati/false.htm

 

 

 

 

 
 
19.04.2017
 Яков Кулдуркаев ЭРЬМЕЗЬ Ёвкс кезэрень пингеде
16.04.2017
 ИНЕ ЧИ МАРТО, ЭРЗЯТ!
15.04.2017
 Эрзянь келень Чи матро !
13.04.2017
 Фильм о народе эрзя
9.04.2017
 Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

<<   апрель 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter