КОНФЛИКТ ТАТАР И МОРДВЫ-МОКШИ В МОРДОВИИ.


Предлагаем внимательно прочитать предложенную статью в которой речь  пойдет о взаимоотношениях татар и мордвы-мокши. Нашим порталом рассказывалось о тюркских корнях мокшан, но как видите отношения между татарами и мокшанами сложились очень не простые. Данная статья так же подтверждает тюркское происхождение мокши. Обращаем ваше внимание и на то, что Мордовия завладела не только историей эрзян, но и татар-мишари.
                                                                                 портал "Эрзянь ки"


КОРНИ ТАТАРОФОБИИ В МОРДОВИИ

или Прививка против татар

Создание мордовской автономии стало спасательным кругом для культуры мокши и эрзи в море информационной и культурной агрессии XX века.

Если в прошлом до сел и деревень мордвы, расположенным далеко от городов, влияние русской культуры доходило слабо и культура мордвы могла сопротив-ляться, для маскировки приняв некий православный облик, то в XX веке революция в информационных технологиях не оставила ей никаких шансов.

Автономия дала отсрочку поглощению и ассимиляции и позволила вырастить мордовскую интеллектуальную элиту.

Дело не ограничилось интеллектуалами. Была также выращена по национальному признаку мордовская хозяйственная и партийная номенклатура, хотя, казалось бы, пусть хоть чукча руководит, но пусть руководит толково.

Но в те времена в основном нужно было выполнять то, что скажут сверху. Поэтому худо-бедно, но дело шло. И так много десятков лет. Дети и внуки национальных кадров вырастали и дружно становились в ряды номенклатуры. Началось воспроизводство.

Русским в Мордовии, да и в других автономиях, нужно было прилагать больше усилий, чтобы прорваться в эти сплоченные ряды. Но русских в нашей республике более 65 процентов, и их игнорировать не так-то просто, и поэтому они также всегда составляли достаточно большой процент номенклатуры и воспроизводство русских кадров также шло по наследственному признаку.

Татарам ходу не было с самого начала и татарская часть номенклатуры не могла воспроизводиться, ведь не всякий начальственный отпрыск способен руководить, даже при самой мощной протекции. Поэтому и нет татарских династий в республиканской номенклатуре.

Все руководители-татары, пробиваясь тем или иным путем наверх, как трава сквозь асфальт, встречали такие препоны, какие не ставились перед русскими и тем более перед «титульными».

Но отбор шел не только по национальному признаку. Более действенные критерии отбора кадров - принадлежность к землячеству, родственные связи. Поэтому далеко не каждый талантливый мордвин, не говоря уже о русских, мог продвигаться соответственно своим способностям и заслугам.

Как же воспитывается в жителях Мордовии неприятие всего татарского? И зачем? В серии наших выступлений мы постараемся найти ответы на эти непростые вопросы.

Зимний прогноз «Столицы-С» о предстоящих мерах по снижению влияния татар в общественной и политической жизни республики, к сожалению, сбывается. С марта 1998 года, после эйфории с выборами Главы Республики и последующей инаугурацией, ощущается все больший прессинг по отношению к татарам в самых разных сферах жизнедеятельности. В рамках этого прессинга можно рассматривать и отказ Правительства Мордовии финансировать газету для своих татар.

Плохое отношение к татарам воспитывалось в жителях Мордовии веками и это не может не отражаться в нашей простой обыденной жизни.

Мы начинаем серию статей о том, как извращалась и извращается история татар Мордовии и какими недостойными приемами пользуются при этом историки; как формировался и формируется образ татарина, как носителя всего негативного.

В этом номере мы рассмотрим, как освещается татарская тематика в учебниках для школ Мордовии.

Ирек БИККИНИН

История татар вообще и татар Мордовии, в частности, извращалась методично, в течение многих веков, самым бессовестным и наглым образом. Вытравлялось все хорошее о нас и искусственно преувеличивалось все негативное. Веками лепившийся образ врага, бусурманина, виноватого во всем, обогатился в советское время стараниями историков Мордовии, выстроивших простую схему и во имя этой схемы не брезговавших никакими подтасовками и умолчаниями.

Схема действительно проста - жили-были мирно мордва-земледельцы, с северо-запада на мордовские земли мирно проникали славянские земледельцы, на мордву постоянно нападали злые кочевники, предки нынешних татар Мордовии, мордва успешно отбивалась, но в XIII веке монголо-татары все же сломили сопротивление мордвы. Мордва попала под неслыханное по своей жестокости иго. А затем русские братья помогли освободиться от гнета татар. Мордва зажила счастливо. Потомкам захватчиков - татарам-мишарям милостиво разрешили пока проживать в Мордовии. Этот миф вживлялся в сознание людей с детских лет.

Этот миф подкреплялся сказками для детей, специально написанными писателями, историческими романами и повестями, научно-популярными книжками и огромным количеством статей в газетах и журналах для взрослых. Понятно, что в мордовских и русских детишках с детства воспитывалось и воспитывается до сих пор негативное отношение к татарам.

Но и татарские дети учились и учатся по тем же книжкам, читали и читают те же исторические романы. Что они должны чувствовать, как они должны оценивать деяния своих предков? Должны ли они постоянно испытывать комплекс неполноценности, комплекс вины? Должны ли они отождествлять себя и своих предков?

Второй миф - мокша, эрзя и русские уже жили здесь, в Мордовии, когда пришли татарские завоеватели. Конечно, наши ученые-историки сами-то знают, что к чему.

Лукавство здесь в тихом смешении понятий «мордовские земли» и «территория нынешней Республики Мордовия». Когда ученые пишут, что русские начали проникать на мордовские земли в таком-то веке, задолго до XIII века, они не врут. Просто они не поясняют, что эти «мордовские земли» простирались далеко на запад и север от нынешних границ Республики Мордовия. Они не поясняют, что на территории нынешней Республики Мордовия до XIII века проживали только мокша и буртасы, предки татар-мишарей, что эрзян русские начали вытеснять сюда с территории нынешней Нижегородской области только в XIV веке, во времена расцвета Золотой Орды.

Простому читателю, да и простому учителю истории, эти тонкости неизвестны. Для него все понятно - жили здесь до татар дружно мокша и эрзя с мирно проникшими русскими, а татары их завоевали. Кто потомки этих гнусных завоевателей? Ну, конечно, нынешние татары Мордовии. Все просто и понятно. И никто не объяснит, что предки нынешних татар Мордовии - буртасы - сами были завоеваны пришельцами из Монголии.

Никто не объяснит популярно для простого читателя, что Золотая Орда была сломана не Куликовской битвой, а двумя большими войнами хана Тохтамыша с непобедимым Тимуром (1385-91, 1395-96), когда все золотоордынские города, которых уже раскопано свыше 110, были разрушены до основания!

Никто не пишет для широкого читателя, что возникшее после распада Золотой Орды Темниковское княжество всегда было на стороне Москвы и Крыма и против Большой Орды и Казанского ханства.

Никто не пишет, что конец Большой Орды настал не после «стояния на Угре» в 1485 году, а после сокрушительного разгрома большеордынцев войсками крым-ских татар в 1502 году.

Никто внятно и конкретно не напишет, что войска Темниковского княжества под командованием князя Еникея - татары-мишари и мордва - активно участвовали в окончательном штурме Казани в 1552 году.

Как же освещается история татар и их предков в учебниках и пособиях, изданных у нас в Мордовии? Возьмем книжки по истории для четвертого, пятого и шестого классов.

Вот два пособия - первое издано в 1976 году, называется «Земля моя, Мордовия» и предназначено для 3-4 классов, второе пособие, для 4 класса, издано в 1983 году и называется «Рассказы из истории Мордовии». Авторский тандем один и тот же - Е.Г.Осовский и Л.Г.Филатов.

Читаем на 7-й странице второго, исправленного и дополненного пособия: "Соседями мордвы с запада и северо-запада были славянские племена, чуваши, башкиры, а с востока - воинственные племена кочевников".

И это пишут два профессора! Ефим Григорьевич и Лев Герасимович, можно Вас спросить - кто Вас учил географии и когда же чуваши и башкиры жили западнее или хотя бы севернее мордвы? И что за «воинственные кочевники» жили восточнее мордвы? Известно, что восточнее эрзи в те далекие времена жили оседлые чуваши - не принявшее ислам булгарское племя. А восточнее и южнее мокши и вперемешку с ней жили оседлые буртасы.

Видимо, под «воинственными кочевниками» дети должны понимать татар и их предков. По контексту пособия башкиры и чуваши как бы хорошие, а татары - очень даже плохие. О многолетней борьбе предков казанских татар - булгар-мусульман против монголов вообще ни слова. О том, что башкиры после долгой борьбы с монголами все же примкнули к последним в их завоеваниях - ни слова. Это все для соответствующего воспитания детишек из начальной школы. Дети должны начинать ненавидеть татар со школьной скамьи. А остальные народы Поволжья все как бы сами пострадавшие от татар.

Булгары, имевшие тесные, многовековые связи с мордвой, упоминаются только раз на той же 7-й странице в этой цитате из сочинения Ибн-Русте 903 года: «На булгар и печенегов, будучи сильны и храбры, производят они набеги». Согласно Ибн-Русте набеги эти производят буртасы - основные предки нынешних татар-мишарей, живущих в Мордовии. Но Осовский и Филатов эти сведения, приводимые арабским автором о буртасах, приписывают почему-то мордве.

В следующем уроке идут традиционные описания ужасов монголо-татарских завоеваний и счастливого освобождения при помощи русских братьев от «монголо-татарского ига». Затем традиционные наводящие вопросы для детей: "Какие бедствия принесло мордовскому народу монголо-татарское иго?" (стр. 13). "Какую помощь в освобождении от завоевателей оказал народам Поволжья русский народ?" (стр. 14).

Но самое сногсшибательное «открытие» двух профессоров дается в конце этого урока: "Знаешь ли ты... ...что вместе с русскими в сражении на Куликовом поле в 1380 году принимали участие мордовские воины?" (стр. 14).

Конечно, имеется в виду, что мордва как бы сражалась на стороне Дмитрия Донского. Да, действительно мордовские воины были на Куликовом поле, вот только воевали они на стороне Мамая! Советские историки писали об этом неоднократно, но вот нашим Ефиму Григорьевичу со Львом Герасимовичем все неймется! Все хочется как-то еще более «укрепить узы дружбы» мордовского и русского народов. Но врать-то зачем?

В обоих пособиях нет ни единого положительного слова о татарах и их предках. Какими же словами характеризуют авторы нас? А вот послушайте - «...дикие и воинственные племена; злой вихрь; продавали в рабство юношей и девушек; убивали стариков; жгли урожай и жилища; угоняли скот; поработители; облагали тяжелой данью; вражеская конница; несметные полчища; разрушили красивые города; орды; жестокие воины; жестокий враг; расправлялись; ненавистное иго; ханский гнет; тяжелое монголо-татарское нашествие; набеги на беззащитные поселения; грабили и убивали мирных жителей». Вот такой подбор образов, сравнений, глаголов и прилагательных - все только негативное. Детям с малого возраста уже делается ядовитая прививка против татар.

(Кстати, о татарах. Один из авторов, профессор Ефим Осовский, написал для Мордовской энциклопедии справку о своем коллеге, академике Мирзе Махмутове из села Алтары Ромодановского района. В этой небольшой справке оказалось около двух десятков грубых ошибок и неточностей в датах, названиях учреждений, наименованиях должностей. Редакция Мордов-ской энциклопедии приняла мою справку о Мирзе Исмаиловиче, где все было точным и подтверждалось самим академиком Махмутовым. Ефим Григорьевич долго не мог успокоиться, все ходил по кабинетам, доказывал, что он первым сдал свою справку, поэтому нужно в книгу поместить его вариант, а ошибки, мол, он исправит. Он заявлял, что если дать статью о Махмутове с подписью «И.Биккинин», это будет плагиатом. Насчет плагиата Ефим Григорьевич погорячился, конечно. Энциклопедическая справка о жизни и деятельности личности не может иметь много вариантов. Это не роман, чтобы произвольно менять сюжеты, имена, даты. Если человек родился в каком-то году, о нем нельзя написать, что он появился на свет в другом году. Если человек занимал должность ректора, нельзя называть его директором и т.д.).

Но не все так мрачно в преподавании истории в школах Мордовии. Есть и луч света. Изданный в 1996 году учебник «Родиноведение» для 5 класса Н.А.Ануфриевой стал для нас, татар Мордовии, первой приемлемой и доброжелательной к нам книгой. Нина Алексеевна достаточно много пишет не только о русских, мокше и эрзе, но и о татарах-мишарях. Она дает детям научно выверенную версию происхождения татар-мишарей, указывая, что их основными предками, по всей вероятности, были буртасы. Когда Нина Алексеевна пишет о татарах, она употребляет слова и выражения без обычной для подобных учебников отрицательной окраски. Этот учебник ценен прежде всего своей непредвзятостью.

Правда, и на солнце есть пятна. Обидно, что при передаче татарских стихов не использованы соответствующие шесть специфических букв татарского алфавита. Видимо, консультант Нины Алексеевны по татарским вопросам не знал, что при нынешних компьютерных технологиях книгоиздателям ничего не стоит изобразить любую букву, даже арабскую или еврейскую, не говоря уж о простых кириллических татарских буквах.

Досадно, что на самой первой странице сразу есть нелепость - якобы татары, когда выражают любовь к родной земле, говорят: «Туган племне љйрђнњ». Во-первых, нет такого татарского слова «племне». Видимо, тот, кто дал эту фразу, написал «телемне», а уж наборщица отстучала «племне». Даже при правильном написании в этой фразе речь идет вовсе не о земле. Эта фраза буквально означает - «Изучение мною родного языка».

Прекрасный текст колыбельной Гамила Афзала (стр. 26) с подставленными вместо специфических татарских русскими буквами читается довольно нелепо. Если бы только Нина Алексеевна обратилась к нашему обществу за консультацией!

На стр. 65 дается небольшой русско-мордовско-татарский словарик, составленный из названий разных бытовых предметов. Опять ошибки! Так, например «крынка» переведена на татарский язык как «чапкен». На татарском языке это слово означает вовсе не крынку или какой-нибудь кувшин. Это означает «гонец, курьер». А крынка по-татарски - «чњлмђк».

В конце списка этих предметов дано: «туеса, кузова — кептерь (морд.); нет таких предметов». Получается, у татар нет таких простых предметов! Есть, еще как есть! Это «козау, тубыл, тырыс», причем русское «кузов» само является тюркским заимствованием в русском языке. Это же слово было заимствовано из языка тюрков, завоевавших Индию, в язык урду, а затем и в английский язык в значении «носилки или корзина для женщин, укрепленная на спине верблюда».

Тем не менее, несмотря на досадные ошибки, учебник Н.А. Ануфриевой стал первой ласточкой в правдивом освещении истории татар-мишарей. Низкий Вам поклон, Нина Алексеевна!

...Но вот кончаются каникулы и бывшие пятиклассники приходят в шестой класс. В школьной библиотеке им выдают новые учебники и среди них - учебник по истории родного края «Мир истории», изданный в 1997 году. Автор - Валерий Анатольевич Юрченков, ставший недавно доктором исторических наук.

Этот учебник хорош прежде всего тем, что в нем приводится очень много различных исторических фактов, выдержек из летописей и других исторических документов. Ранее школьники Мордовии не имели возможности познакомиться с таким объемом информации о своем крае, если только специально не читали научные труды. Безусловно, это достоинство учебника.

Другие достоинства - Валерий Юрченков не постеснялся написать о разбое русских ушкуйников на Волге, о борьбе мордвы против русской экспансии, о том, что мордва в Куликовской битве была на стороне Мамая, о Бехане, о темниковских князьях Еникеевых, Акчуриных и других.

Но Валерий Анатольевич не смог, или не захотел, или ему не посоветовали отходить от привычной даты появления в крае предков татар-мишарей. По этому учебнику получается, что мишари - потомки татаро-монгольских завоевателей. А буртасов как бы совсем не было и все сведения о них Юрченков относит к мокшанам.

Слово «буртасы» появляется только в двух местах (стр. 57 и 60), когда цитируется сочинение Рашид-ад-Дина: «...внук Чагатая - Бури и сын Чингиз-хана - Кулькан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами...». Спрашивается, если монголы воевали с тремя народами - мокшанами, буртасами и эрзянами, находящимися рядом, то почему буртасы больше нигде и никак не упоминаются?

Это умолчание дорогого стоит. Тем самым ясно проявляется двойственная позиция автора. Если Валерий Анатольевич приведет известные исторической науке данные о буртасах, невозможно будет не связать их с мишарями. Но тогда нельзя будет называть нынешних татар Мордовии потомками монгольских завоевателей тринадцатого века! Ведь это приведет к краху старой схемы истории Мордовии и будет противоречить его собственной же концепции мордовского «варварского» государства.

Ведь если на территории нынешней Мордовии в те далекие времена зарождалось государство, то при условии совместного проживания мокши и буртасов нельзя уже будет назвать это государство «древнемордовским». Буртасы - тюрки, а тюрки имели к тому времени прочные, многовековые традиции государственности. (В 1996 году по всей России широко отмечалось 1450-летие Тюркского каганата - первого государства на территории России. - И.Б.).

Нелепо стесняться того, что тюрки - буртасы ли, половцы ли, неважно, могли возглавлять нарождавшуюся мордовскую государственность! Ведь русские историки в свое время нисколько не стыдились того, что государственность их предкам в свое время навязали варяги (хотя это и спорный вопрос).

Читаем на стр. 23: " ...государственной организации могучего Хазарского каганата наши предки не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконые земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад".

Интересно, для кого написан учебник - для национальных мордовских школ? "Наши предки" - а ведь учебник предназначен и для мордовских, и русских, и татарских учеников. Почему же почти 70% учащихся - русские и татарские дети - должны считать своими предками древнемордовские племена?

Отчасти, конечно, это верно, но только если учесть, что часть мордвы были ассимилированы и русскими, и татарами. Так надо об этом прямо сказать.

К сожалению, Валерий Анатольевич приводит очень много выдержек из исторических документов, легенд, преданий и песен, где о татарах говорится плохо, но ни одного источника, где говорилось бы хорошо.

О булгарах: "...булгары его предали; ...булгары предали мордовских воинов".

Прочитав в учебнике о Бехане, о Темникове, о темниковских князьях, поневоле ждешь рассказа о Темниковском княжестве. Но развития эта тема не получает. Если на основе фольклора и спорного археологического материала Валерий Анатольевич строит гипотезу о существовании варварского государства домонгольского периода у мордвы, то, имея документальные родословные темниковских, мещерских князей, он не осмеливается ни на какие высказывания о самостоятельном государстве на территории Мордовии - Темниковском княжестве.

Иллюстрация на обложке к теме истребления отряда татарского царевича Мустафы зимой 1444 года, когда москвичи, рязанцы и мордва на лыжах напали на стоянку татар, не выдерживает никакой критики - мордва в летней одежде с короткими прямыми мечами да на конях, а пешие татары в халатах, почему-то безоружные, бегут, вскидывая руки к небу...

Описывая золотоордынский период края, все наши мордовские историки любили и до сих пор любят приводить этот эпизод с жестоким и коварным уничтожением в 1444 году попавшего в беду Мустафу с его людьми. Это обычно подается как начало осознания того, что у русских и мордвы «...существует общий враг - татары, а сила в единении» (стр. 75).

Разные историки по-разному описывают этот эпизод, но никто не осмеливается просто точно передать современным русским языком то, что написано в русском же источнике. Обычно описывают это так - совершил Мустафа зимний набег, чтобы пограбить рязанцев. Москвичи и мордва на лыжах пришли на помощь рязанцам и отряд Мустафы был полностью уничтожен. Даже Валерий Анатольевич Юрченков, передающий описание этого эпизода максимально близко к источнику (Полное собрание русских летописей, т. XII, стр. 61-62), выдержка из которого приведена на стр. 77, не намекает ни единым словом на вероломство и подлость рязанцев и москвичей.

Между тем в источнике не говорится, что набег Мустафы был зимой. Там говорится, что после набега Мустафа стал в Поле, послал людей к рязанцам договориться о выкупе, после чего рязанцы выкупили своих.

Затем в источнике написано, что Мустафа пришел в Рязань с миром, для зимовки. «...Мустафа же паки прииде в Рязань на миру, хотя зимовати в Резани; бе бо ему супротивно на Поли, а Поле все в осень пожаром погоре, а зима люта и велми зла, и снези велици, и ветри и вихри силни. И того ради миром прииде». Из этого отрывка явно следует, что рязанцы выкупали своих заложников до осени, то есть летом, когда Мустафа еще не знал, что осенью Поле выгорит.

Это означает, что набег был либо летом, либо весною, если вообще он был. Вполне возможно, что летописец придумал этот набег, чтобы хоть как-то оправдать жестокое и вероломное убийство доверившихся рязанцам татар.

Рязанцы сначала поселили пришедшего с миром Мустафу с его людьми в городе Переславле. Узнав об этом, московский князь Василий Васильевич прислал войско под руководством Василия Оболенского и Андрея Голтяева и мордву. Все на лыжах из-за глубоких снегов.

После этого рязанцы выслали Мустафу с его людьми из Переславля. Мустафе пришлось стать в голом поле у реки Листань. Та зима была очень снежной и очень морозной. Лошади пали, люди голодали, обмораживались. Основное оружие татар - луки и стрелы - из-за мороза вышло из строя. Остались только копья и сабли.

Так описывает источник события, предшествовавшие бойне. Дальнейшие события - москвичи напали с одной стороны, мордва - с другой, а рязанские казаки, презрев все законы гостеприимства, напали с третьей стороны. Многократно превосходящими силами союзников двигала жажда завладеть имуществом попавших в беду татар, ведь Мустафа должен был иметь при себе всю свою казну, поскольку он пришел зимовать, а за услуги надо платить, да и не мог же он оставить свои деньги, золото, имущество где-то в чистом поле. «...Татарове же никако не давахуся в руки, но резашася крепко. И много татар избиши и самого царевича Мустофу убиша, и князей с ним много татарских избиша...».

Конечно, Мустафа не подозревал, что рязанцы так его предадут, иначе зачем бы он вышел в чисто поле из города, где есть тепло и запасы продовольствия. Он бы укрепился в Переславле и оборонялся там. Видимо, рязанцы уговорили на время потерпеть, чтобы москвичи убедились, что рязанцы не помогают татарам в беде, и вернулись бы к себе в Москву. Но жадность, или коварство, или и то и другое, взяли верх.

Вот так заурядный пример обмана, ограбления, уничтожения доверившегося в трактовке наших историков, в том числе прогрессивного в сравнении с другими нашими корифеями В.А.Юрченкова, превращается в пример совместной борьбы русского и мордовского народов с татаро-монгольским игом.

P.S. В декабре 1997 года вышел номер журнала деловых кругов «Бизнес», целиком посвященный Мордовии. 35 материалов осветили самые разные стороны жизни республики. Для татар этот номер примечателен тем, что из 35 материалов 5 были написаны журналистами, татарами по национальности - это Габунова, Муртазин и Джедиханов, 2 материала были написаны о деятельности своих организаций самими руководителями-татарами - это министр здравохранения Рафаэль Аширов и председатель «Мордовсоцбанка» Фярид Мамин. И еще в двух материалах речь идет о двух руководителях, также татарах - это Кабир Альмяшев и Юнир Биктяков.

Есть здесь и короткий, всего на одной страничке (с. 42), обзор истории Мордовии. Автор - все тот же Валерий Юрченков. Та же схема - жили-были мордва, развивались, в XIII веке напали монголы, борьба с игом, тот же эпизод 1444 года, когда, цитирую - «мордовские воины "с сулицами и с рогатинами и с саблями" пришли на помощь рязанцам в их боях с ордой Мустафы». Впервые татары упоминаются только в этом эпизоде. Ни слова о буртасах, ни слова об улусе Мохши, ни слова о Темниковском княжестве, ни слова вообще о татарском населении Мордовии.

Вот так нашу оболганную историю преподнесли уже всей деловой России!

Нам, татарам, не нужна лесть, нам не нужны преувеличения деяний наших предков в ту или иную сторону, нам нужно объективное освещение истории нашего и соседних народов. Нам нужно наше действительное место в истории.

И мы должны приложить к этому все усилия именно теперь, когда можно писать правду. Пока еще.

P.P.S. В следующем номере мы кратко разберем несколько примеров из некоторых газет Мордовии, которые формируют превратное, искаженное представление о татарах, об их истории и культуре, об исламе, а также о некоторых ошибках в информации по татарам в сборнике «Все о Мордовии».

В нашем распоряжении также много подобного материала по научно-популярным, историческим книгам, сказкам писателей Мордовии.

источник: Татарская газета

 
 
12.11.2017
 Мерянский сайт вновь заработал
5.11.2017
 Время, вперёд!
30.10.2017
 Потребительская кооперация. Возрождение...
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»

<<   ноябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
1
2
3
4
6
7
8
9
10
11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter