Какому богу молишься, эрзя?

Маризь Кемаль

 

Какому богу молишься, эрзя?

 

«Поклоняйся Господу Богу своему и почитай его одного»

Евангелие от Луки, 4гл., 8 стих                                       

 

Материна молитва                                    

Инешкипаз, лиси Чипаз!

Тон, марицясь, кода тикше касы,

Тон, неицясь, кода пеште панжи,

Неемак, марьмак.

Васоло ки лангов ильтян эйдинем,

Покш ки лангов туи тякинем.

Васолга якамасто,покш кива пакамсто,

Ванстык эйкакшом ормадо-тарводо,

Берянь ломанде, эрьва мень апародо.

Макст тензэ паро якамо, шумбра пачкодема.

Илязо уле эйднем кургсо-чамасо,

Улезэ эйднем сельмсэ-чамасо.

Паз,чангодть!

 

Великий Творец, восходящий Солнцебог!

Ты, слышаший, как растет трава,

Ты, видящий, как расцветает орех,

Увидь меня, услышь меня.

В дальнюю дорогу провожаю дитя свое,

В большую дорогу уходит ребенок мой.

Дальних странствиях, в скитаниях на большой дороге

Сохрани мое дитя от болезней-напастей,

От плохих людей, от всякого зла.

Дай ему хорошего пути, благополучного возвращения.

Да не будет дитя мое во рту -  в лице,

Да будет дитя мое в глазах – в лице.

Боже, благослови.

 

Это-Напутственная молитва. С раннего детства, когда я еще только-только начала слышать и видеть окружающую меня жизнь, вошла она в мозг. Этой молитвой мама провожала в дорогу сначала отца, потом старших братьев моих.

         Прошли годы, выросла я, отправилась учиться в город. Провожая меня, мама , как всегда, положила на стол хлеб- соль, зажгла свечу и с удивительной теплотой произнесла это обращение к Инешкепазу. Так было всегда, вплоть до ее кончины. Если уезжающий отправляется в дорогу в середине дня или под вечер, слова лиси Чипаз    (восходящий Солнцебог) заменялись на моли Чипаз (идущий Солнцебог), валги Чипаз (опускающийся Солнцебог).

         Напутственный ритуал проводится неспеша, степенно. В это время не разрешается бегать, суетиться, кричать, всем надо вести себя тихо. После Напутственной молитвы можно о чем-то спросить, что-то сказать, если что-то забылось во время сборов. Но обычно ритуал проводится непосредственно перед выходом из дома, когда все наказы уже даны, все, что надо сказать, сказано.

         Я так привыкла к Напутственному ритуалу, к этой молитве, что в течение многих лет даже не задумывалась, какой глубокий смысл здесь заложен, какие красивые , сердечные слова в ней и сколько материнской любви! Долго не могла понять последних слов молитвы: « Да не будет дитя мое во рту – в лице, да будет дитя мое в глазах – в лице». Сердцем чувствовала: здесь таится глубокий подтекст, а сверху, по нынешним нашим знаниям родного языка и философии, выходит какой-то непонятный бред, белиберда : не быть во рту – в лице, быть в глазах – в лице. Что это такое? Спросила маму, и запертая кладовая открылась: « Да не будет во рту – в лице» - это просьба, чтобы ты не попала на злые языки сплетниц, чтобы не было дурной славы о тебе, пустых разговоров. «Да будет в глазах- в лице» - чтобы ты была заметной, видной, чтобы тебя знали, любили, а я могла бы гордиться тобой». Вот она, философия истиной матери! Вот чего желает своему ребенку каждая мать. А эрзянка высказала это в одном предложении:  илязо уле эйднем кургсо-чамасо, улезэ эйднем сельмсэ- чамасо! К сожалению, в переводе на русский теряется афористичность, образность, но это уж недостаток не эрзянского языка.

         Сколько веков живет эта молитва? Какой великой души женщина сложила ее? Или скорее всего, не одна, а сотни женщин – эрзянок за тысячи лет из поколения в поколение вкладывали в нее по слову , по образу? Как бы то ни было, сквозь туман Времени до меня она дошла незаписанной. Мне ее подарила мама. Благодарю тебя, родная за это. Кому же я передам ее? Будь у меня дети – передала бы им. Они надеюсь передали бы своим детям. Но ничего не поделаешь, так сложилась судьба: нет у меня «мамой» зовущих. Я передам ее вам, читателям. Возможно есть среди вас настоящие эрзянские женщины. Возьмите ее и этой молитвой на родном языке благословляйте выходящих из вашего дома.

         Знайте : за сорок с лишним лет немало пришлось пройти дорог, много разных людей встречалось, и неудачи тяжко били, - но всегда мне помогала Материна молитва, произнесенная на родном языке.

 

 

 

 

 

 

 

БОГОПРОДАВЦЫ

 

         Свои мысли о религии я не зря начала с Напутственной молитвы. По собственной воле ступила на длинную и тяжкую дорогу. Пусть эта молитва поможет мне и теперь : легким и доступным сделает мой слог, заставит задуматься каждого читателя, пробудит в нем новые мысли. Паз, чангодть!

         …Зимой 1991 года довелось мне выполнить большое дело: перевела на эрзянский язык фильм «Иисус» (производство  США). Если рассказывать в подробностях, будет очень долго, поэтому постараюсь кратко. Прямо скажу: дело было не из легких. Сценарий мне дали только на русском языке. Выглядел он так: 200 страниц , по левой стороне текст не русском языке, в средней графе указано, сколько в какой строке должно быть слогов, с правой стороны должен идти эрзянский текст. Времени заказчики дали в обрез: 1,5 месяца. И вот в течении 6 недель после работы и в выходные ломала я себе голову: Евангелие от Луки раскладывала по слогам на эрзянском языке. Кто никогда не делал подобной работы, тот не поймет моих мук. Наконец , поставлена последняя точка. Из США приехали два молодых человека Дэвис и Брайен, чтобы на телестудии сделать запись. Они поглядели сценарий и сказали : переделать, паузы не на месте. И показали свой сценарий. На английском. Я чуть в обморок не упала : 200 страниц сложнейшего текста немедленно переделать! Они заметили мое состояние, спрашивают, почему я в английский оригинал не смотрела, там все паузы отмечены. Опять хоть падай! Да я , говорю, английский сценарий в глаза не видела! Мне его не давали! Правда, английского я не знаю. Но отмеченные паузы (места где актер молчит) , все равно заметила бы…

         В течении трех суток пришлось заново распахать сценарий. В спешке естественно , появлялись шероховатости, которые во время записи переделывали кто как мог. Поклон Инешкипазу , что все позади. В те дни да и недели две после казалось, вот-вот крыша поедет: работа была столь напряженной . что даже во сне евангелийские сны снились.

         До работы с «Иисусом»  я была знакома с Библией. Из чисто литературного любопытства читала «Ветхий Завет» с комментариями Зенона Косидовского (иначе мало что поймешь) и четыре Евангелия. Кстати, достать Библию  и Евангелие в 80-е годы было очень не легко. Это потом, позже. Подобная литература стала продаваться на каждом углу. Читала, конечно , не на иврите или греческом- на русском. (Живя в великой стране, кроме «великого» языка никаких других не знаем. И это считалось хорошим тоном. Некоторые до сих пор  подобное считают достоинством.)

         Во время перевода сценария ( он, как уже сказала, создан был по Евангелие от Луки) познакомилась с ним еще ближе. Надо сказать, «Ветхий Завет» мне больше нравится. Это выдающееся литературное произведение, в котором сконцентрирована колоссальная энергетика. Какую силу духа, какую любовь ко всему своему показали там евреи! Как Моисей боролся за то, чтобы вывести народ на Свободу! Как глубоки и пламенны речи пророков! Вот у кого надо эрзянам учиться любить свой народ, своего Бога, Свою Веру! Вдумайтесь: в 70-м году н.э. римские оккупанты подавили первое восстание евреев, разрушили их храм в Иерусалиме.

         В 132-135 годах евреи под руководством Бар Кохбы снова пытались подняться и снова были подавлены. Их изгнали со своей земли, развеяли по всему миру. В V- VI в.в.н.э. исчез родной язык евреев – иврит (гебрайский). После этого на нем никто не разговаривал. Только в 1890 году родился первый ребенок, родным языком которого снова стал иврит. Это был сын еврейского филолога Элиезера Бен Иегуды. Он с супругой переехал жить в Палестину и сделал иврит разговорным языком сначала у себя дома. Потом он уговорил начать разговаривать дома на иврите еще нескольких евреев. А в 1948 году было возрождено государство евреев Израиль. Сейчас на иврите разговаривают более 3 мил. человек. Без Родины этот народ прожил 1800 лет, без родного языка – 1400 лет! Как же евреи не исчезли, почему не растворились в других  народах. В чем их сила. Умение сохранить себя как нацию? Эта сила – национальная религия, вера в своего Бога, ритуалы, которые проводились на родном языке. Среди какого бы народа не жили евреи  своих сыновей всегда, во все времена обязательно учили читать Библию на родном языке. Это был обычай, который не удалось уничтожить никакому врагу. Ежедневно, даже несколько раз в день, евреи вставали в сторону Иерусалима и на родном языке обращались к своему Богу. Каждую субботу ( евр.: шабаш,шаббат – окончание работы, выходной день) они мылись, приводили себя в порядок и весь день проводили в чтении Священной книги (Библии), (она, как я уже сказала, была написана на иврите), вспоминали историю своего народа. Они никогда не забывали своих праздников, в результате нить, связывающая поколения, никогда не прерывалась. Они отмечали исход из Египетского рабства и пели свой религиозный гимн, в котором были такие слова: « …еще вчера мы были рабами, сегодня – свободные люди, в этом году мы еще на чужбине, в следующем в Иерусалиме…»Они вспоминали, как Эсфирь и Мордехай  победили Гамана, вспоминали Вавилонское пленение и побег оттуда; они оплакивали разрушенный храм в Иерусалиме и т.д. Именно поэтому даже самые ветхозаветные (древние) дела для любого еврея были известны и дороги. Они любили свою историю, знали , что являются очень древним народом, и гордились своей древностью, стойким, несгибаемым национальным характером. Они верили: их бог обязательно пришлет к ним Мессию (Спасителя), который вернет им землю и соберет их туда.

         Как я уже сказала, все это внушалось  каждому еврею с детства на иврите. История евреев рассказывалась в прекрасных песнях, стихах, сказаниях, наполненных поэтическими образами (Псалтырь, Песня Песней, Пророки, Пятикнижие) . Библия (Книга) считалась Священной, свиток Торы

(Пятикнижие) в драгоценном футляре по большим праздникам давали нести не кому попало, а только человеку, славившемуся хорошими делами. В одной молитве евреи так обращаются к своему Богу: «Ты отнял у нас все: страну, землю, армию, но оставил нам Книгу…» Любовь к Библии и к своему языку , который они называли божественным языком, знание своей древней истории и память о ней помогли евреям не только не потеряться во времени, но и вернуть утраченное. Одержать эту победу помогла национальная религия, в которой все было еврейское: жизненный уклад, поэзия, даже кухня! Как не преклоняться перед такой стойкостью. Как не восхищаться и не завидовать такой любви и преданности своим корням? Ведь сколько их гнали, унижали, били, какие погромы устраивали им в разных странах («Бей жидов, спасай Расею»), а они все равно неистребимы! Я все чаще думаю, что если допустить мысль о существовании великих и невеликих народов, то по-настоящему великим является , конечно, не русский, не английский, французский и т.д. По-настоящему великим надо считать  еврейский народ, ибо он , как никакой другой, был гоним и уничтожаем в течении многих столетий и ,не смотря на это, выстоял, не растворился, не исчез, не ушел с исторической арены. Честь и слава такому народу!

         Возможно, кто-то скажет: нашла кем восхищаться! Богопродавцев хвалит, они же бога убили!

         Лукавишь, приятель! Евреи своего Бога не продавали и не убивали. Они как в древности веровали в своего Бога, так и сейчас веруют, молятся тому же Богу. Это мы, эрзяне – богопродавцы и богоубийцы. Это мы забыли, продали, поменяли своего Инешкипаза на чужого нам Христа,возможно, поэтому и исчезаем с лица Земли?! Ведь евреям именно своя, национальная  религия помогла выдержать испытания Времени.

         Но если кому- то не нравится учиться у евреев, для примера возьму другую нацию, более близкую нам. Это суоми или , как называют их другие, финны. Их судьба была не легче судьбы эрзян. Когда народ суоми находился под властью шведов, язык суоми тоже хотели заменить шведским. Высказывались даже так: если язык суоми нужен науке, пусть за Полярным кругом соберут уезда два жителей, разговаривающих на нем и довольно.

         Так было, пока Э.Леннрот по рунам Карелии Ингерманландии не создал карело-финский эпос «Калевала». Когда он собрал их воедино и написал на языке суоми, выяснилось, что у этого народа было выдающееся прошлое. Эпос «Калевала» дал  финнам  мощный импульс к жизни: они увидели , какой долгий и суровый путь прошел их народ, они почувствовали гордость и достоинство, и это помогло им встать с колен и набрать силу.

         Может быть скептик скажет: ну как же! При помощи книги укрепилась нация?! Прежде всего экономику нужно поднять!..

         Что возразить такому «мыслителю» ? Правильно, без подъема экономики жизнь не улучшить. Но не нужно забывать: народ с убитой душой экономику не поднимет! Не зря в Евангелие написано: не хлебом единым

жив человек. Если человек думает только о насыщении живота своего, это не человек – животное. Только духовная сила дает крылья, только она – надежная опора, благодаря которой нация пойдет вперед. Такой опорой эрзян, надеюсь, станет эпос «Масторава» - наша Библия.

 

 

 

 

«БОГ»

 

         В последнее десятилетие, когда строительство «светлого здания коммунизма» неожиданно завершилось, снова начали открывать церкви, в большую силу вошли попы. Коммунисты, которые сначала беспощадно истребляли их, теперь назвались демократами и в «божьи дома» бегают за помощью. Когда наблюдаешь за этими некрасивыми играми, невыносимо стыдно становится за эрзян. Как легко мы поддаемся любому обману! До революции православной христианской догмой нас за нос водили- водили, поменяли»коммунизмом» - 70 лет, словно слепые щенки, бежали по чужому голосу. Эта идея тоже в трубу вылетела, теперяшние «вожди»- хлоп! православную идею на место, мы –хвать! и поймали: после многолетнего полузапрета она, «страдалица», кажется такой привлекательной, чистой , красивой, надежной. Она спасет нас! Она возродит наши души! Она сделает нас людьми, поэтому скорее все в церковь! И при этом совершенно не задумываемся, не замечаем: все эти идеи – и христианская, и  коммунистическая не наши, они нам не подходят. В наши мозги их внедряли и внедряют с единственной целью: не дать возродиться Эрзянскому духу, держать его в узде и мало-помалу свести на нет.

         Огромный урон, нанесенный эрзянскому народу православным христианством, невозможно взвесить ни на каких весах. Как официальная религия России, в руках которой сосредоточены огромная власть, богатства, православное христианство растоптало нашу древнюю религию и этим раздавило эрзянскую душу, уничтожило наш образ жизни, наше самосознание, нашу память, заменив все это чужим. Ну так давайте хотя бы спросим, что такое христианство? Кто такой Христос?

         В Евангелие от Луки сообщается: Иисуса родила дева Мария, которая была помолвлена с Иосифом (г.Назарет, Галилея). Забеременела Мария якобы от Святого Духа (!) Родился Иисус в г. Вифлеем (Иудея), куда Иосиф и Мария ходили в связи с переписью населения, проводимой Римским императором Августом, под чьей властью находилась Палестина. По национальности Иисус – еврей. Через восемь дней, по еврейскому обычаю, ребенка крестили: сделали обрезание и дали имя. Этот обычай крещения в жизнь евреев введен самим Моисеем, - сообщает «Ветхий Завет». Когда кончились дни очищения роженицы, опять же по завету Моисея, родители отнесли дитя в Иерусалим показать Богу: каждый первенец – сын в еврейской семье посвящается Богу.

         Иисус рос очень умным и любознательным. В 30 лет он начал деятельность пропагандиста за улучшение и очищение нравов своего народа, в 33 умер на кресте. Такой была жизнь этого великого человека, если сказать о ней очень кратко, пользуясь информацией Евангелия.

         При жизни он сам себя объявил Сыном Бога, Богом, которого Бог Отец, дескать, послал на Землю для улучшения нравственности евреев. Люди не поверили ему, сказали: какой ты бог? Ты сын Иосифа Иисус, мы тебя знаем.

         Бог он или не бог – спорить об этом со слепо верующими я не собираюсь; не поймут. По мнению многих ученых мира Иисус никакой не бог, а конкретная историческая личность, посвятившая свою  жизнь еврейскому народу. Человек этот, вне всякого сомнения, обладал выдающимися способностями, высокой духовностью, не терпел ханжества и притворства, звал к нравственному очищению, к духовному богатству, любви и бережному отношению друг к другу. Я согласна с этим мнением. Тогда могут спросить: почему же христианство считаешь злом для эрзян? Ведь Христос (в переводе с греческого – посол Бога, отмеченный Богом, Спаситель) очень хорошие черты стремился воспитать в людях!

         Действительно, любовь, взаимопомощь, доброжелательность к другим – это прекрасные черты в человеке. Но при чем здесь Христос? Подобные отношения между людьми были и до него. Разве Христос их придумал? Вспомните Заветы Моисея : не укради, не убей , не лги, не прелюбодействуй, не обижай одиноких и слабых, люби и почитай родителей. Вот он – жизненный кодекс! Но и его придумал не Моисей, живший до Христа. Это – условия выживания человека, выработанные им в течении тясячилетий. Они продиктованы самой жизнью, а не каким – то отдельным человеком. Подобные требования были у каждого народа, не только у евреев. Иначе – хаос, гибель.

         Тогда чему же учил людей Иисус Христос? Что он дал людям, каковы его постулаты? Рассмотрим их поглубже.

 

 

КТО СМОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ?

Вопрос не праздный. Возможностью воскреснуть после смерти и жить в Царстве Небесном людей прельщают 2000 лет. Каково же оно, это Царство Небесное? Вопрос доныне открыт, ответа на него нет. По Евангелию, Царство Небесное – где-то на небе. На что оно похоже? В Евангелие от  Луки сказано так: « Оно подобно зерну горчичному, которое человек посадил в саду своем, оно выросло, словно большое дерево, и небесные птицы свили гнезда в ветвях его. Оно подобно закваске, которой женщина замесила три меры муки, доколе не заквасилось все». Ну что , поняли , каково оно, Царство Божье? Вот так.

         А теперь посмотрим, кто сможет туда войти после окончания земного пути. Известно, что по землям еврейских родов Иисус ходил вместе с 12 апостолами (учениками), которых наставлял так: кто не со мной , тот против меня, кто не собирается вместе со мной, тот расточает; не лезь в первый ряд, как бы не прогнали; кто сам себя возвеличивает, тот унижен будет, кто сам себя унижает – возвеличен будет.

         Тут покамест ничего предосудительного нет. Поразмышляйте-ка вот над этими требованиями:

«…Если кто-нибудь придет ко мне, но при этом не откажется от отца своего и матери, от жены и детей, от братьев и сестер и даже от жизни своей – тот не может быть Моим учеником».

         «Другому он сказал: следуй за Мною. Тот попросил : Господи, позволь мне прежде похоронить отца моего. Он же ответил ему: предоставь мертвым хоронить своих мертвецов; ты же отправляйся благовествовать о Царстве Божьем».

         «И еще один человек сказал Ему: я последую за Тобою, Господи, но прежде позволь мне проститься с родными моими.

         Иисус же ответил ему: никто из тех, кто оглядывается назад, возложив руку свою на плуг, не пригоден для Царства Божьего».

         Итак получается: в Царство Небесное смогут войти те, кто бросает родителей, жен , детей, близких, те, кто любит только Иисуса, не зря же он учил: « Кто хочет спасти жизнь свою, тот потеряет ее, кто потеряет жизнь ради меня, тот спасет ее»! В таком случае как быть с заветом: не возвеличивай самого себя, не гордись собой? Как быть с заветом : люби и почитай родителей? Иисус сам первый нарушает их! Когда ему сказали: на улице ждут тебя мать и братья, хотят видеть тебя, сердце его не дрогнуло сказать: « Моя Мать и братья Мои – это те, которые слушают слова Божьи (следовательно, его слова) и поступают согласно им».

         Или вспомним вот эти поучения: «Вам, слушающим, говорю : любите врагов ваших, творите, делайте добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за злословящих вас».

         «Ударившему тебя по щеке, подставь другую, отбирающему у тебя хитон – не препятствуй отобрать и другую одежду…»

         Я ненавижу войны, кровопролитие, скандалы, не люблю противостояние в чем бы то ни было, но! Душа моя бунтует от возмущения когда думаю: бессовестный человек, хам всегда издевается над совестливым и стеснительным, благодаря христианской философии, он становится еще наглее, еще бессовестнее. Ведь если насильника не остановить, не наказать, порядочному человеку невозможно жить на белом свете! «Любите врагов!»- враг отнял у меня землю, растоптал свободу, мой язык, превратил меня в бездомного, бесправного раба, я должна его за это любить?! «Молитесь за злословящих вас» - человек с грязной душой опорочил имя мое, возвел на меня напраслину, а я после этого должна за него молиться?!

         Как хотите, друзья, с подобными нравоучениями свободолюбивых, гордых, достойных людей не воспитать!

         Или взять вот эту мысль: «Ученик не выше учителя, и после обучения каждый будет лишь как учитель его». Как же так? Если после завершения учебы ученик не пойдет дальше учителя, тогда не будет ни какого прогресса!

Наша великая страна не зря отстала от всех развитых стран: в течение 70 с залишком лет «ученикам» не разрешалось шагнуть дальше «учителя»; только марксизм-ленинизм считался гениальным учением, только по этой идеологии приказано было жить. За что боролись, на то и наплоролись: почти все страны, все нации, которых заставляли быть « не умнее учителя», живут в постсоветском периоде нищенски.

         Древние эрзяне не зря говаривали: «Чужой силой себя не прокормишь, соседским умом не проживешь!» Ум должен быть свой. Учение- дело хорошее, необходимое. Учиться можно и нужно у всякого, если есть чему. Только при этом не надо забывать: учась у соседа, полезное возьму, но полностью на его уклад, обычаи, образ жизни я не перейду. Только в этом случае можно сохранить себя.

         Иисуса сейчас снова объявили спасителем Мира. Телевидение, радио, журналы, о церкви я уже не говорю, методично внушают нам христианскую философию: вы- рабы божьи! 70 лет были рабами партократии, теперь – рабы Христа. Довольно! Не хочу быть рабом! Ничьим! Ни божьим, ни человечьим!

         Я не против идеи Бога, но почему мы опять должны жить, думать, молиться так, как считает нужным «великий брат»?  Почему официальная религия, в чьих руках огромная сила (церкви с армией попов, которые ведут свою пропаганду по всем информационным каналам)снова не дает возможности возродиться национальным религиям народов? Почему я, эрзя, должна молиться еврею Иисусу? Из вышенаписанного, думаю . каждому ясно, что я с глубочайшим уважением отношусь к евреям, призываю учиться у них, но душа, мозги у нас должны быть свои! Ведь даже сами евреи Иисуса богом не считают, они молятся своему древнему Богу. Христос для них такой же самозванец, каким для русских был Гришка Отрепьев. Тут нельзя не отметить  одну странную черту в национальном характере русских: сами евреев терпеть не могут, вечно обвиняют их во всех грехах, а сами еврею молятся, Богом считают! Чудеса ей- богу!

         Во время чтения Евангелия душа думающего человека, мне кажется, не раз придет в сомнение, не раз воспротивится. Не все там умно и хорошо, не все! Скажем вот это: «Вы думаете, я пришел мир принести на землю? Нет, уверяю вас, (не мир), но вражду. Ибо отныне в каждом доме будут враждующие. Где пятеро- там трое против двух, а двое против трех.

         Станут враждовать отец против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки и невестка против свекрови».

         Как это : пришел принести вражду? Зачем нужен такой бог? Разве в умножении зла, вражды цель истинного Бога?

         Или давайте вспомним трапезу в доме фарисея. Иисус вошел, сел кушать. В это время известная блудница города пришла сюда с ароматическим маслом, со слезами поклонилась Иисусу в ноги, стала их целовать, омыла слезами, вытерла своими волосами и помазала маслом. Хозяин дома  подумал: никакой он не пророк; был бы пророком, догадался , кто его касается; эта женщина грешница.

         Иисус сказал хозяину: Я пришел в дом твой, и ты воды для ног Мне не подал, а она слезами омыла мне ноги и вытерла их волосами своими; ты не приветствовал Меня поцелуем, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать ноги Мои; ты головы Моей елеем не умастил, а она миром умастила ноги Мои. Поэтому говорю: многие грехи прощены ей.

         Тут не трудно прийти к таким рассуждениям: греши, сколько хочешь и как хочешь, только потом поклонись Иисусу, пусти слезу и грехи будут отпущены, как будто их не было. Ты опять чистенький. Душа – стеклышко, насквозь видно,  ни угрызений совести, ни мук раскаяния. Куда как здорово! Что делать дальше? Снова начнем грешить: ведь без греха жизнь не прожить! Потом снова пойдем поклонимся – и опять очистимся! Не зря же русские говорят: « Согрешим и покаемся, опять согрешим – опять покаемся!» Очень легко с такой философией жить!

         Мне кажется, не перед Иисусом надо кланяться за свои неблаговидные дела. Склонись перед тем, кому сделал зло. Осознай вину, покайся перед ним, попроси прощения! И сделай все возможное, чтобы исправить содеянное. Если действительно хочешь быть человеком с чистой душой, перед людьми признай свою вину за свои недобрые дела, публично покайся, и  пусть они, люди , или проклянут тебя, или простят. Кто однажды пройдет через такой позор, второй раз. Возможно, на плохое дело не пойдет.

ЭРЗЯНСКИЙ ХРИСТОС

 

Прочитав вышенаписанное , возможно кто-то скажет: 2000 лет христианство живет непоколебимо (даже комидеология перед ним отступила), а тут какая-то бабенка взялась его хулить. Смех да и только!

Нет, я не льщу себя надеждой победить христианство,  и не пытаюсь его опорочить. Кто хочет, пожалуйста, пусть верует и молится Христосу или Аллаху, Будде или кому другому. Вон в Москве, говорят, есть кришнаиты – верующие в индийского бога Кришну. Кому какое дело? Нравится- пусть молятся, это их дело! Мои мечты и надежды другие: возродить веру в эрзянского Инешкипаза (Чипаза), восстановить прекрасные эрзянские ритуалы молений, Эрзянскую Душу. Когда заговариваю об этом нашими учеными, одни тут же машут рукой: пустое, теперь уже не возродить. Другие смотрят словно на больную: о чем она говорит?!

За восстановление эрзянской веры в последние 200 лет брался только один человек, которого я считаю Великим Эрзянином, - это Алексеев Кузьма.

Эх, эрзяне! Живем , как пустые, болванки, молимся неизвестно кому, на языке соседей бормочем непонятные слова молитв, в которых вспоминаем «Иисуса», «Миколу чудотворца», «Деву Марию», и совершенно не знаем: у нас был свой Пророк, свой Христос – Богом посланный спаситель, который жизнь свою отдал за нас, эрзян!

По русским обвинительным документам мы знаем: Алексеев Кузьма родился в октябре 1764 г. От страха перед русскими властями родители окрестили ребенка в церкви. Занимался землепашеством, в течение 7 лет работал в лесу. С детства, наряду с посещением церкви и зубрежкой непонятных русских молитв участвовал он вместе с другими в эрзянских молениях. Отсюда видим:  эрзянская вера пока что еще не была истреблена, она еще долго жила в душах эрзян, не отступала перед религией – насильницей, хотя православное христианство всей тяжестью обрушивалось и давило эрзян. В душе Алексеева постоянно боролись два бога, Чипаз и Иисус, две веры – родная эрзянская и насильственно насаждаемая христианская;  в мозгу мельтешили и создавали невообразимый хаос двойные молитвы: христианские на не очень понятном русском и эрзянские, которые рождались и шли из самых глубин души на родном языке. Семилетняя жизнь в лесу вернула все на свои места: его эрзянская душа воспряла, а вера в Чипаза и национальное самосознание окрепли. Он понял: если забудут эрзяне свою веру, начнут молиться на чужом языке и чужому богу пропадут. В эти годы он редко бывал в церкви, не встречался с попами и другими русскими. Таким образом избежал давления не психику, и его душа, словно птица, вырвавшаяся из сетей, кинулась к спасению – к Чипазу, к многовековой философии родного народа.

Кузьма учил , что христианская религия обветшала, Христа больше нет, не будет и христианской веры; надо возродить древнюю эрзянскую веру, ибо она и есть истинная. Эрзянам надо молиться своему Богу, жить по эрзянским законам и обычаям, разговаривать на эрзянском, носить эрзянские одежды. Кузьма наставлял , что эрзяне будут свободным народом, не будут рабами бояр, не будут платить огромных податей, они будут уважаемыми, первыми людьми, потому что и правители наденут эрзянские одежды и будут такие же эрзяне.

Сколько любви, боли и сострадания к мукам родного народа было в этом человеке! Подумай сам , друг – читатель: разве можно было в России остаться в живых человеку с такими мыслями? Не только в начале XIX в., и сейчас свободолюбие жестоко карается. Моментально обзовут «националистом», «экстремистом», втопчут в грязь, откуда вряд ли удастся вылести и отмыться. Да что говорить о личности, когда целые народы репрессированы! А позорная война в Чечении один из самых последних примеров желания наказать  «инородцев» за свободолюбие. Не секрет, что в 30-е годы лучшие представители молодой интеллигенции «нацменов» были объявлены «националистами» и уничтожены, а вот русских в национализме не обвиняли. Хотя в действительности именно «великая нация» угнетает малые народы, подчиняя их своему укладу жизни, языку, своей религии, культуре!

…Кузьму Алексеева объявили уголовником, перед односельчанами подвергли избиению кнутом (80 ударов), разорвали ноздри, каленым железом поставили на лбу клеймо и погнали этапом в Иркутскую губернию. Когда и как он умер, где его могила, никто не знает. Зато сколько насмешек, грязных сплетен насочиняли о нем русские газеты! Не только самого Кузьму , изувечив, растерзав, уничтожили, но и его доброе имя растоптали, чтобы даже в воспоминаниях он не остался порядочным человеком. Вот вам , эрзяне, страдания и смерть эрзянского Христа. Рядом с ними страдания Иисуса выглядят, ей-богу, гораздо легче. Так за кого и кому мы все это время молимся?!

После расправы над Алексеевым и его соратниками (семь самых близких друзей, которые не отказались от него, не предали, также получили по 40 ударов кнутом; наиболее крепкие острижены на погибель в русскую армию, те что послабже здоровьем, отмеченные каленым железом, были угнаны в Сибирь), эрзян так опутали «святыми отцами» и чиновниками, что властям было известно, кто когда до ветру ходил. Какие уж тут эрзянские моления- праздники! Села были разделены на десятидворки, на каждом участке назначен доноситель. Если попытаются эрзяне провести сход или хотя бы несколько человек вместе собраться, соглядатай должен немедленно сообщить в волость администрации, куда назначались исключительно русские. И попробуй не сообщи : или сына, или тебя самого моментально заберут в солдаты!

Думаю о событиях двухсотлетней давности, а перед мысленным взором снова проходит 1990 год, когда организаторы общества «Масторава» после долгого принудительного молчания впервые попытались собрать эрзян на Инекужо- Великое собрание; как этому мешали власть предержащие, как пугали, оскорбляли, сколько насмешек и грязи вылили русские газеты! Справедливости ради надо сказать: против возрождения ерзян свою ложку яда положила и возглавляемая Кечемайкиным «Эрзянь правда». Недостатка в усердных служаках, как видим, не было и нет. Не зря и газету практически угробил.

Вот вам, эрзяне,  ход Времени:  запрещали, не давали собраться, почувствовать единство и силу нашу в 18-19 веках; запрещают, не дают и в конце 20 столетия. Хотя 70 лет без стыда провозглашали : «Пролетарии всех стран соединяйтесь»!

Думаю, «пролетарии всех стран» пусть остаются на своих местах, а вот эрзянам объединиться не мешало бы. Не зря, наверное, так противодействуют объединению, а , значит, усилению эрзянского народа.

ЗАЧИНАТЕЛИПРОДОЛЖАТЕЛИ

 

Пишу, а в мыслях держу тех, кто думает  так, как я. Их куда больше! Это и неудивительно, ведь инакомыслящих в России всегда уничтожали. Думающий «как надо», возможно, скажет: полмира Евангелие считает Божьим словом, изучает его и молится Христу, а эта бабенка взялась критиковать.

Действительно, христианство прошло долгий и нелегкий путь. Претворение в жизнь своего учения Иисус начал с двенадцать учеников. (Недаром говорят: и великие реки начинаются с маленьких родников. Может, и нам, эрзянам, стоит начать возрождение нашей религии, философии с небольших групп.)

После гибели Иисуса идею равенства всех людей перед богом понесли апостолы и, естественно, будучи в рабовладельческом обществе весьма привлекательной, она завоевывала все больше сторонников, ведь рабов было гораздо больше, чем владельцев. Не зря христианство первого периода было религией только рабов. Последователей Иисуса, христиан, вначале сильно преследовали, подвергали гонениям. Но потом «хозяева жизни» поняли: запретами христианство не подавить. Чем больше запрещают, тем шире разрастается. Да и не нужно давить! Надо сделать иначе: идеи Иисуса заставить работать на хозяев. Пусть рабы веруют в хорошую жизнь в Царстве небесном, в таком случае их даже легче эксплуатировать на Земле. Прекратили преследование христиан, начали строить церкви, монастыри, которые со временем стали владельцами огромных богатств, а церковные иерархи – богатейшими людьми…

И все встало на свои места: из религии  рабов христианство стало религией и хозяев. А ведь думается, не для этого Иисус начинал свое подвижничество.

Тут невольно вспоминаются идеи коммунизма. Они тоже были очень заманчивыми, красивыми.

Зачинатели, вероятно, и не подозревали, к чему приведут последователи! Маркс, назвавший христианство религией рабов и хозяев, не мог знать, что коммунистическая догма станет такой же.

Сейчас трудно сказать, что в Евангелии действительно от Христа, а что отсебятина писавших тогда и последующих «редакторов». Веков-то вон сколько прошло! Ясно, что, как в любом  древнем сочинении, победившем Время, в Евангелии есть мудрейшие мысли, поучения. Одно из них я поставила эпиграфом к этим запискам: «Поклоняйся Господу Богу своему и почитай Его одного» . Признаюсь: данный совет лично для себя считаю самым важным, нужным, определяющим.

 Не назовешь слабой и эту мысль: «Нет такого пророка, который был бы принят в отечестве своем». Действительно, на своей земле болеющих за свой народ и говорящих правду не любят, всегда поливают грязью, бьют и гонят; а вот «пророки» - выходцы из другого народа, из другой страны кажутся и умнее, и знающее, перед теми в землю кланяются, цитируют, и вскоре совершенно незаметно эти «пророки» превращают людей в рабов.

В Евангелии есть очень трогательные, волнующие места. Скажем, вот это:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, подобно тому, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели этого.

Так пусть же дом ваш останется пуст!»

От этих слов невольно вздрагиваешь, и мурашки бегут по спине! Мне кажется, вот эти мысли действительно принадлежат Иисусу. Сколько трагизма, боли! Беспокойное сердце пытались собрать, объединить нацию. Но безуспешно. Разочарование и горечь были столь велики, что проклятие сорвалось с губ Иисуса: так пусть же дом ваш останется пуст!…

Мы, эрзяне, тоже разучились слушать и слышать друг друга, перестали разговаривать на родном языке и понимать, рассеялись на огромной территории и не стремимся собраться, объединиться. Зная обо всем этом, молю Инешкипаза: помоги, объедини нас! Пусть никогда не опустеет наш дом, - Эрзянь Мастор, который нам нужно возродить!

 

ИНЕШКИПАЗ

 

            Три свечи я Богу засвечу,

            Хлеб Здоровья и соль Творцу поставлю,

            Малиновой воды в ковш деревянный я налью,

            Богородской травою дом свой окурю.

            Одну свечу – за мать, родившую меня,

            Другую -  за Страну Эрзян,

            Третью – пусть и она ярко горит! –

            Поставлю за любовь – боль мою.

            Вверх вскину две белые руки,

            В поклоне соединю я пальцы.

            Быть может, Бог увидит мой поклон,

            Услышит песнь страдающего сердца.

            Три свечи я Богу оживлю,

            За троих к Великому Творцу обращусь.

            За троих, если когда-нибудь придется,

            Без сожаления в коричневую глину лягу!

            (Из. сб. «Штатол»)

 

Ну вот, и добрались до самой сложной главы, хотя рассказ об Инешкипазе должен быть самым простым и легким: он наш, эрзянский! Но как о нем просто рассказать, если в течение 300 лет пришельцы с корнями выдирали его из наших душ, промывали и вытрясали из наших воспоминаний? Забыли мы его. И только старые-старые женщины иногда вспоминают полуискаженное Нишкипаз, - да и тогда думают не об Инешкипазе. Под этим «Нишкипазом» они подразумевают Иисуса. Иначе говоря, эрзянского Бога-Творца мешают сами не знают с кем. Кто такой Иисус, что такое христианство и как оно разрушило душу эрзян, я более или менее популярно рассказала. Как теперь поведать об Инешкипазе? Где найти слова, как представить его читателю? Попробую рассказать так, как повествует сам народ в своих сказаниях.

Однажды, когда на Земле, кроме воды, еще ничего не было, плыл по этой великой воде Инешкипаз (Чипаз) на белом камне и думал, как сотворить Мастораву (Землю-мать). Грустно стало ему в одиночестве и сказал: «Нет у меня ни брата, ни друга, никто не поможет в сотворении земли». Вздохнул он тяжко и с досады плюнул. Малость погодя, увидел за собою плывущий бугор. Он появился из его слюны. Надо сказать, что Инешкипаз (Чипаз) ничего не может разрушать, он только создает. Любое его движение, любой его поступок ведут к созиданию. Инешкипаз тронул жезлом бугор, а из него выскочил Идемевсь (Сатана) и сказал: «Слышу, печалишься, нет у тебя брата или друга, чтобы сделать землю, я буду тебе братом». Инешкипаз ответил: «Будь не братом, а помощником. Нырни на дно, достань песку, из него сделаем землю». «И я тоже самое хотел сказать», -  заспешил Идемевсь, все хотел показать: он равен Богу. «Иди на дно да смотри, друг, будешь брать песок, вспомни имя мое, скажи: «Паз,чангодть!» Идемевсь, гордясь собой, не вспомнил Бога. Стал брать песок – сверкнул огонь и опалил Идемевся. Выскочил он из воды без песка. Инешкипаз снова послал его. И только с третьего раза, предупрежденный Инешкипазом, что огонь спалит его, если не произнесет «Паз, чангодть!» («Боже, помоги, благослави!»), Идемевсь вспомнил имя Бога и смог взять песок. Но не весь отдал Богу, несколько крупинок утаил за коренными зубами: пусть, говорит, Инешкипаз делает себе землю, а я себе сделаю.

Начал Инешкипаз песок разбрасывать, земля начала расти, и у Идемевся голова распухла с колесо. Стал кричать он дуром. «Что случилось?» - спрашивает Бог. Пришлось Идемевсю признаться. Инешкипаз коснулся его жезлом и сказал: «Выплюнь песок, боль твоя пройдет». Идемевсь начал плевать и испортил весь облик земли: появились горы, овраги.

И так во всем: что бы ни сделал Инешкипаз, Идемевсь коснется и испортит. Когда Бог увидел это, сказал: «Не годишься ты мне в друзья, ты слишком зол. Иди на дно, в тот огонь, что чуть не спалил тебя за твою спесивость, за то, что не хотел произнести имя Создателя твоего».

После сотворения земли (Масторавы) Инешкипаз сделал животных, зверей, птиц и людей. Человек – любимое творение, дитя Инешкипаза. Все, что было сотворено до Человека, сделано для него. Он был задуман как самое умное, красивое и сильное существо, но Идемевсь тайно коснулся и до человека и испортил его. Поэтому в Человеке рядом с добром Инешкипаза, есть и зло, что от Идемевся…

Как видим, древние эрзяне верили в Инешкипаза, Всевышнего, являющегося творцом всего сущего. У него нет начала, нет и не будет конца; он невидим не только человеку, но и тем мелким божествам-духам-держателям воды, лесы, поля, дома и т.д., которых сотворил в помощь Человеку; он живет на небе, как живет, никто не знает и знать не может; все в его власти: земля, небо, духи-покровители, люди, звери, животные, добро и зло, - все зависит от него; он Отец Земли, который с помощью духов-держателей («кирдийть») управляет бытием. Инешкипаз любит своих детей, сам он творит Добро. Когда люди распускаются, позволяют себе плохие поступки, Инешкипаз перестает охранять их, и тогда Идемевсь творит им Зло. Если человек поймет, осознает свою вину, обратится с искренней просьбой простить его, проведет моление, Инешкипаз укротит Идемевся. Но молитвы и поклонение не главное для Инешкипаза. Самым дорогим, главным считается жизнь с чистой душой, творение добра другому.

Подумай, читатель, над глубочайшей философией вышесказанного. Инешкипаз – это Добро, Идемевсь – его антипод, Зло. Конфликт Добра и Зла есть Вечный Двигатель Жизни. Земля, Небо (Космос), Человек – все объединено в едином кольце, одно не отделить от другого, потому что они неразрывны и не могут существовать отдельно! Инешкипаз – творец всего сущего, у него нет начала, не будет и конца. Разве не сама Земля, разве это не сама Жизнь?! Он невидим людям, ни держателям вод, лесов, полей и т.д. И в самом деле, разве хоть кому-то удавалось раскрыть полностью все бесконечные грани Жизни?! Нет, это невозможно сделать! Он живет на небе, как живет, никто не знает и знать не может. Действительно, небо всегда волнует и влечет человека непонятной и несознаваемой силой. Мы люди 20 века, считали себя очень умными. Но до сих пор и мы не знаем, что там в глубинах Космоса.

Все в его власти: земля, небо, человек, духи – «держатели», добро и зло – все зависит от него. И это верно! Разве не все в его власти Жизни? Как меняется Жизнь, так меняется и земля, и человек.

Снова и снова перечитываю эти глубокие мысли, рожденные моим родным народом за тысячи лет, пытаюсь сопоставить их с Евангельскими «премудростями», и выигрывает явно не Евангельская сторона. Смотрите сами: «Вы думаете я пришел на землю принести мир? Нет, не мир, а вражду, раздор». Это – Иисус. Для него люди – рабы. Для Инешкипаза человек – дитя. Эрзянский бог любил своих детей, он творит только добро. Христос самым ценным, важным считает поклонение ему. Вспомните-ка, как блудница откупила свои грехи: слезами намочила Иисусу ноги, волосами вытерла, ароматическим маслом натерла – все грехи простились. Эрзянскому Богу не поклонение и молитвы важнее всего. Ценнее – жизнь с чистой душой, творение добра другому. И эту религию, эту философию русское православие некогда объявило язычеством, многобожием, идолопоклонством и уничтожило с жестокостью самых диких варваров. А не собственная ли ущербность диктовала православному христианству подобное поведение? Ведь так и не сумев полностью искоренить национальную религию финно-угорских народов, русское православное христианство многие наши обычаи вынуждено было ввести в разряд церковных. А идолопоклонниками эрзяне никогда не были. Ведь идол в переводе с греческого – изображение. Это христиане – идолопоклонники, т.к. молятся изображениям, а эрзяне – солнцепоклонники, люди Чипаза. Религия наша монотеистическая, т.е. единобожие: Инешкипаз (Чипаз) – это Всевышний, Великий Создатель, Творец всего. А Вирява, Ведява, Масторава, Норовава и проч. – это кирдицят – духи – покровители и тоже созданы Инешкипазом.

Для возрождения Эрзянского Духа – нашей религии, философии необходим режим наибольшего благоприятствования. На эту идею должны работать средства массовой информации, только когда будет положительный результат, ведь мы живем в высокотехническом веке. Христианству открыты все пути пропаганды: телевидение, радио, газеты, не говоря уж об увеличивающихся с каждым годом церквях и армии попов. У нас же, кроме внебюджетной газеты «Эрзянь Мастор», никаких путей пропаганды нет.

…В «Материалах для этнографии России». Казанская губ. Сост. Полковник Риттих. Ч.1 Казань, 1870, XIV, с. 219-220 написано следующее об особенностях «мордвы»: «Первое – способность к изучению языков и второе – нравственность, доходящая до удивления. Так из отчета о действиях казанского губернского статистического комитета за 1867г. мы узнаем, что в том году на 18.381 душ мордвы обоего пола совершено всего два преступления, или по одному на 9.190 человек. Если бы это число и увеличилось десять раз, то и тогда представляло бы разительный пример добронравия, сравнительно со всеми народами губернии».

Если кто-то не понял, к чему я в конце своих записок о религии привела эту многозначительную информацию, поясняю: возрождение нашей национальной религии необходимо для воспитания таких добронравных людей, какими были эрзяне еще 150-200 лет назад. Не понимать полезности этого может только очень недалекий человек.

Вернуться в раздел статьи на  сайт Эрзиана
 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   октябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter