Инязор, кемекстык лемем…

Инязор, кемекстык лемем…

Инязор, утверди мое имя…

Более года прошло с моей поездки на Раськень Озкс, а впечатления о столь значимом событии в моей жизни до сих пор ярки в моей памяти. Несмотря на провокации со стороны официальных властей и попыток придать возрожденному обряду формальную направленность, благодаря твердой воле Инязора, чирязов и активистов Фонда, Озкс все же состоялся во всей присущей ему истинной красе и мудрости. Насколько важен Озкс для разбросанных по свету эрзян трудно переоценить, но какое воздействие на сознание человека из мегаполиса оказывает прикосновение к святым местам народа ощутил лично на себе. Озкс стал праздником и для меня, поэтому его дальнейшая судьба мне не безразлична. Может быть, еще рано разговаривать о Раскень Озксе 2010, наверняка на Инекужо эта тема тоже будет поднята, но считаю своим долгом вынести на рассмотрение Фонда следующий вопрос. Необходимо, и, я знаю, такая возможность у Фонда есть, провести «ревизию» народных обрядов - с целью возрождения и придания новой силы и смысла самым актуальным из них. Эти обряды необходимо включить в план проведения следующего Озкса. Народные обряды это то, что позволяло нашим предкам осознавать себя общностью, единым, в обрядах непременен Раськень Ойме ды Вий. Воспитательная роль их очевидна.

Читая труд Н.Ф. Мокшина «Мифология мордвы», нашел описание обычая «лемдема», бытовавшего вплоть до середины 19-го века. Цитирую: «... Имянаречению многие народы придавли особую значимость, люди полагали, что от выбора имени зависит сама судьба человека». Вот как описывется сам обряд:

«Имя нарекала - писал В.Орлов - повивальная бабка следующим образом: по принесению «юртазор» и «юртазораве», «кудазор» и «кудазораве» (покровителям дома) и умершим предкам благодарственной жертвы за даровние младенца повивальная бабка заставляла кого-либо держать над головой новорожденного младенца целый испеченный пирог, а сама брала другой и, стукая хлебом о хлеб, который держали над головой младенца, произносила следующие слова: «Даю имя тебе ...»

Сегодня, когда Фонд провозглашает принципы «Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор», этот обряд становится вновь востребованным. Эрзя ,осознавшие необходимость обретения эрзянских имен и желающие его получить, имеют право на участие в нем, чтобы ощутить и красоту обряда, и ложащуюся на них в связи с этим ответственность. Выбор эрзянского имени, на мой взгляд, следует в соотвествии со свободой волеизьявления человека предоставить либо самому (самой) эрзя (-нке), либо Инязору с чирязами. Есть предложение составить список исконных эрзянских имен и их значение, чтобы люди могли определиться с их выбором. Имена можно адаптировать русские (большинство которых имеют греческое, еврейское, тюркское, славянское и пр. происхождение) по созвучию , учитывая особенности эрзянского языка (Олдай, Окся, Серьго, Миколь и т.д.),или, если есть возможность, отыскать исконные, т.е. эрзянь лемть. Я считаю, желание получить имя должно быть одобрено Инязором или Инекужо -это придаст значимость и самому осознаному поступку эрзянь ломанть, и позволит уберечь человека от ошибок. Пример могу привести свой - выбрал имя по созвучию с русским (греческого происхождения -Андрей) и красоте звучания ( это -мое мнение) -Андямо, позже заглянул в Эрзянь-рузонь валкс. Первое значение -детина, второе - дурачок (типа Иванушка). А ведь 46 скоро - снова истина всплыла - не ленись советоваться со старшими да со знающими, оставь гордыню-то. А если бы Инязор имя одобрил бы, «благословил на ношение», так я бы и не задумывался над тем, что кто-то что-то подумает или посмеется. Учитывая, что многие из нас, ни языка, ни нашей истории ,к великому сожалению, толком и не знают, о необходимости обретения эрзянских имен рассуждать не буду, каждый волен, в силу своих убеждений принимать или не принимать этот принцип. Я уже определился, по простой причине.

Не может человек менять национальность, многократное предательство совершает тем самым, обманывая себя, в итоге становится ни тем ,кого предал, ни тем, кем назвался, обоим народам неприятен из-за сути своей изменчивой... Против воли Природы и Творца такие поступки, даже если наказание и не пугает... Ну да Бог им судья. Потому, остаюсь Эрзей -пусть без Языка, зато с Именем.

Надеюсь, еще поговорим. Всех вам благ, низкий поклон за дела ваши. Покш Сюкпря!

 

Борюшонь Андямо, Москва

 

 
 
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...
5.07.2017
  Удивительный дом в Костроме дал отпор поборам управляющей компании
13.05.2017
 Петушок и Кошечка: Экранизация эрзянской народной сказки

<<   август 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter