Инязор, кемекстык лемем…

Инязор, кемекстык лемем…

Инязор, утверди мое имя…

Более года прошло с моей поездки на Раськень Озкс, а впечатления о столь значимом событии в моей жизни до сих пор ярки в моей памяти. Несмотря на провокации со стороны официальных властей и попыток придать возрожденному обряду формальную направленность, благодаря твердой воле Инязора, чирязов и активистов Фонда, Озкс все же состоялся во всей присущей ему истинной красе и мудрости. Насколько важен Озкс для разбросанных по свету эрзян трудно переоценить, но какое воздействие на сознание человека из мегаполиса оказывает прикосновение к святым местам народа ощутил лично на себе. Озкс стал праздником и для меня, поэтому его дальнейшая судьба мне не безразлична. Может быть, еще рано разговаривать о Раскень Озксе 2010, наверняка на Инекужо эта тема тоже будет поднята, но считаю своим долгом вынести на рассмотрение Фонда следующий вопрос. Необходимо, и, я знаю, такая возможность у Фонда есть, провести «ревизию» народных обрядов - с целью возрождения и придания новой силы и смысла самым актуальным из них. Эти обряды необходимо включить в план проведения следующего Озкса. Народные обряды это то, что позволяло нашим предкам осознавать себя общностью, единым, в обрядах непременен Раськень Ойме ды Вий. Воспитательная роль их очевидна.

Читая труд Н.Ф. Мокшина «Мифология мордвы», нашел описание обычая «лемдема», бытовавшего вплоть до середины 19-го века. Цитирую: «... Имянаречению многие народы придавли особую значимость, люди полагали, что от выбора имени зависит сама судьба человека». Вот как описывется сам обряд:

«Имя нарекала - писал В.Орлов - повивальная бабка следующим образом: по принесению «юртазор» и «юртазораве», «кудазор» и «кудазораве» (покровителям дома) и умершим предкам благодарственной жертвы за даровние младенца повивальная бабка заставляла кого-либо держать над головой новорожденного младенца целый испеченный пирог, а сама брала другой и, стукая хлебом о хлеб, который держали над головой младенца, произносила следующие слова: «Даю имя тебе ...»

Сегодня, когда Фонд провозглашает принципы «Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор», этот обряд становится вновь востребованным. Эрзя ,осознавшие необходимость обретения эрзянских имен и желающие его получить, имеют право на участие в нем, чтобы ощутить и красоту обряда, и ложащуюся на них в связи с этим ответственность. Выбор эрзянского имени, на мой взгляд, следует в соотвествии со свободой волеизьявления человека предоставить либо самому (самой) эрзя (-нке), либо Инязору с чирязами. Есть предложение составить список исконных эрзянских имен и их значение, чтобы люди могли определиться с их выбором. Имена можно адаптировать русские (большинство которых имеют греческое, еврейское, тюркское, славянское и пр. происхождение) по созвучию , учитывая особенности эрзянского языка (Олдай, Окся, Серьго, Миколь и т.д.),или, если есть возможность, отыскать исконные, т.е. эрзянь лемть. Я считаю, желание получить имя должно быть одобрено Инязором или Инекужо -это придаст значимость и самому осознаному поступку эрзянь ломанть, и позволит уберечь человека от ошибок. Пример могу привести свой - выбрал имя по созвучию с русским (греческого происхождения -Андрей) и красоте звучания ( это -мое мнение) -Андямо, позже заглянул в Эрзянь-рузонь валкс. Первое значение -детина, второе - дурачок (типа Иванушка). А ведь 46 скоро - снова истина всплыла - не ленись советоваться со старшими да со знающими, оставь гордыню-то. А если бы Инязор имя одобрил бы, «благословил на ношение», так я бы и не задумывался над тем, что кто-то что-то подумает или посмеется. Учитывая, что многие из нас, ни языка, ни нашей истории ,к великому сожалению, толком и не знают, о необходимости обретения эрзянских имен рассуждать не буду, каждый волен, в силу своих убеждений принимать или не принимать этот принцип. Я уже определился, по простой причине.

Не может человек менять национальность, многократное предательство совершает тем самым, обманывая себя, в итоге становится ни тем ,кого предал, ни тем, кем назвался, обоим народам неприятен из-за сути своей изменчивой... Против воли Природы и Творца такие поступки, даже если наказание и не пугает... Ну да Бог им судья. Потому, остаюсь Эрзей -пусть без Языка, зато с Именем.

Надеюсь, еще поговорим. Всех вам благ, низкий поклон за дела ваши. Покш Сюкпря!

 

Борюшонь Андямо, Москва

 

 
 
31.03.2018
  Размышления об извечном. Часть III
25.03.2018
  Размышления об извечном. Часть II
9.03.2018
 РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИЗВЕЧНОМ...
8.03.2018
 Тундонь авань-тейтерень кенярксчинь 8 эйзюрковонь марто! С Женским днём 8 марта!
23.02.2018
 С Днём Защитника Отечества!

<<   апрель 2018    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter