ЭРИЙ РАСЬКЕ или РУСЬ


Земля предков

С седых времен, насколько помнит память, мои предки жили землей. Старики наши любили говорить: «Минь Эрзят, эрийть». Для них тяжелый труд на земле был нормой. В летние дни, особенно в страду, работали на поле от зари до самого темна. Работали на себя, и знали, что их труд - это сытая зима для всей большой семьи. Семьи держали домашний скот, но, как правило, не больше двух-трех коров, двух десятков овец, коз. Лошадей в крестьянском подворье было тоже не больше двух. Почти у всех жителей села были яблоневые сады. Жили не бедно, но и не богато. Выручала людей коллективная работа и помощь рода. Родством дорожили до четвертого колена.
Этнографы второй половины 19 века об эрзянах пишут лестно: "В отличие от русских деревень, где предприимчивые мужики легко срывались с насиженного места в поиске заработка, Иванцевские крестьяне держались земли, которая для них была святая". Действительно, эрзянское подворье держалось землей. Ставились добротные дома, нередко пятистенки, большие рубленые дворы, амбары, погреба, колодцы. Хотя традиционно постройки покрывались даровой соломой, но при достатке семья стремилась кровлю перекрыть (щепой) или тесом. В первой половине 20 века в кровельной практике начали использовать листовое железо, стали строить отдельно стоящие каменные амбары под железной крышей и кованой дверью. Этнографы также отмечают опрятность эрзян, не только в одежде, но и особенной чистотой в домах.
В больших семьях отношения друг к другу были терпимыми, семьи отличались сплоченностью. Авторитет патриархальной семьи держали старшие по возрасту, независимо от пола. Стимулом разрядки конфликта в семье служил юмор, смех и, хотя кажется невероятным, но зачастую хлесткие прозвища. С иронией относились к тем, кто, по их понятиям, жил не так, как они. Постоянные насмешки были в адрес соседней эрзянской деревни Аоре, где было много курных изб. Люди этого селения не разводили садов и всю продукцию, полученную от домашних животных, везли на базар. Но это было следствием жестокой эксплуатации местной помещицы-немки.
В село иногда заезжали инородцы. От татар, покупавших на мясо лошадей, женщины сторонились, зажимая носы от запаха пота и чеснока. Не прельщали жителей и печкасы-мокша, привозившие в село древесный уголь и деготь, которым они жили. Иногда в село наведывались зазывалы-коробейники, иудеи, к большому неудовольствию мужиков и, напротив, радости женщин, которые покупали у них ткани, нитки и прочие принадлежности для шитья. Однако браков эрзян с инородцами не случалось. В селе очень неодобрительно относились к тем, кто приводил жену или заходил в зятья (содамокс) в соседнее село. В их адрес шли постоянные насмешки. Именно эта локальная территория постоянно округлялась малой эрзянской родиной. Но Эрзянь Мастор - это не только Иваньбие!

Раське-Родина

Чувство принадлежности к большому народу рождает интерес к прошлому, до истинности которого нередко приходиться доходить своим умом. Для историков большая загадка - как это славянские племена оказались в такой суровой Руси? На земле "финнов" создали Рассею. А ответ-то прост! - никак! Южные и западные славяне, и вообще любые славяне, не колонизировали Восточную Европу - страну эрзян.
Русь-раське известна задолго до возникновения Киевской Руси. Это земля Эриев – жителей, осевших здесь с времен неолита. Они успешно адаптировались к суровым условиям климата, к скудным подзолистым почвам. В отличие от Западноевропейских земледельцев, например, славян-поляков, у которых зима всего 2 месяца и один земледелец может своим трудом при урожайности зерновых 40 ц/га накормить 45 человек, земля эрзян - это семь месяцев холода и не каждая зерновая культура в таких условиях вызревает.
Рожью жива Рассея! Короткий период полевых работ не позволяет выращивать у нас многие культуры. Белого хлеба практически не было, так как пшеница не всегда вызревает. В прошлом предки ели только ржаной хлеб. Рожь- это наше ВСЕ! Из него делали хлеб, квас, кулагу, научились гнать водку, кормили скотину. Именно рожь давал людям стабильный урожай, менее зависящий от колебаний температуры и осадков. В эрзянском языке РОЖЬ-РОЗЬ (рузь-русь). Не отсюда ли название древней страны. Россия известна изначально, как Рассея. Корень слова заимствован из эрзянского слова раське, что означает род, страна (страна эриев).

Мы - народ имперский

Как государство Эрзянь Мастор перестало существовать приблизительно в середине 16 века. Предыдущая история тонет во тьме веков. Есть все основания утверждать, что эрзянский этнос стал основополагающим фактором в этногенезе русского народа, который изначально сложился именно из эрзяно-язычного населения Поволжья на берегах великой реки Ра (Волги). Поиски историков истоков славянской Руси не привели к успеху. Эрзянская версия учеными умами не рассматривалась, древний этнос ошибочно (или преднамеренно?) был отнесен к угро-финской ветви. В истории случайностей не бывает. Эрзянский народ фактически создал Русь, став государствообразующим народом, но при этом потерял навсегда право на самоопределение.
Российская империя видела в коренном населении лишь рабов, поэтому лишь на ее обломках после октябрьской революции многие народы смогли наконец определить свою государственность. Однако мордовская автономия, испугавшись роста национального самосознания и развития культуры, пошла по ложному пути, пытаясь объединить в единый мордовский народ два разных этноса, при этом игнорируя элементарные факторы индивидуальности - язык, культуру, историю.
Псевдоэтноним "мордва" на государственном уровне не что иное, как имперский подход к древнему этносу. На огромных пространствах России численность народа катастрофически сокращается ускоренными темпами. И это не беспокоит госчиновников, в том числе и Мордовии, которая ведет пропаганду за единый мордовский народ и пытается перепись населения 2010 года использовать для ликвидации эрзянского народа как этноса. Либеральные реформы наших дней - это возврат на тот самый порочный круг, начертанный еще Петром-1, который породил крепостное право в России.
На фундаменте Руси построены уникальные цивилизации, строителем которых был и эрзянский этнос. Некогда сильная Российская империя и могучий Советский Союз развалены и растащены сегодня до основания. Ныне реформаторы разводят руками от собственной немощи.
Эрзянский народ на глазах всего просвещенного человечества в центре Европы терпит геноцид власти. В 1928 году подавляющая часть населения - это 78 % сельские жители, рабочие составляли лишь 12%, а остальные: чиновники и интеллигенция, - всего 10%. Для сравнения - в благополучным 1987 годом процент изменился соответственно: сельские жители - 12%, рабочие - 62%, служащих - 26% (СЭС,1989 г.).
Россия была испокон веков аграрной страной. Село не только кормило страну, но и сохраняло её генофонд. Представления о богатой царской России ложны. Россия, действительно, экспортировала зерно в Европу, но это не показатель богатства, а лишь свидетельство наличия спроса.
В Советской России в конце 20 годов в условиях свободного предпринимательства наблюдалось отсутствие спроса на рынке хлеба. В то же самое время городам, промышленным центрам грозил голод. Коллективизация и механизация сельского хозяйства не решили полностью продовольственную проблему, породили сельское крепостничество. Поднятие целинных земель, эта кардинальная попытка советских властей оказалась не вполне удачной.
На стройки века требовалась молодежь, именно она и уезжала из села. Процент трудоспособного населения из года в год снижался. Нечерноземье было объявлено партией неперспективным. Начались закупки зерна в Америке.
Эрзянский народ кормил Россию. Важными особенностями менталитета народа являются обязательность и трудолюбие, закрепленное веками суровой жизни на земле. Ныне российская элита, развалив сельскую индустрию, ищет пути-выходы из продовольственной проблемы. Отданы пахотные земли в частные руки, неудачей обернулась компания фермерства. Село разорено и отмирает. Власть стремится вступить в ВТО. Идет реставрация царской России. Но вот рабов, кроме бомжей, не успели произвести, и здесь на помощь неофеодалам спешит РПЦ. Судьба эрзянского народа находится в руках общественных организаций и мордовских НКА. И это верная гибель законопослушному народу. Наркотические иглы стальных труб качают за кордон природные ресурсы страны.
Заграница пока нас кормит, а завтра?

Николай Аношкин
­
 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   октябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter