Древность эрзянского языка. Многозначное слово ЛЕМ

 

 

 

Древность эрзянского языка. Многозначное слово ЛЕМ

 

 
Наш язык несет много загадок. С Сергеем Туршатовым мы обсуждали многие вопросы:  от современной военной терминологии, связанной с нашим языком, до терминов кузнечного и металлургического производства, названий сельскохозяйственных орудий и злаков, и многое другое.  Мы пришли к мнению, что фундаментом современного русского языка является эрзянский язык. Сегодня, 18 марта, день рождения Сергея, хочется, чтобы этот день оставался в нашей памяти, в связи с этим и возник замысел этой заметки.

 

Л.Н. Гумилев в одной из своих книг мордовский язык назвал праязыком, на чем он основывал свое утверждение, и какой язык он имел в виду - эрзянский или мокшанский, неизвестно. Подтверждение правильности его мыслей мы ищем и находим в родном эрзянском  языке.

 

В качестве доказательства древности эрзянского языка, на мой взгляд, интересно проанализировать и  сопоставить смысл полностью схожих по произношению эрзянских слов:  лем = имя  и лем = жир.

 

По смыслу получается, что человек, имеющий имя, и жирный человек могут быть представлены исключительно одним и тем же лицом, то есть один без другого в природе существовать не могут. Кстати и в русском и эрзянском языках слова «паро» (хороший, добрый, полный) и «берянь» (элой, худой) связаны именно с физическим телесным состоянием человека.

 

По мнению ученых человеческая цивилизация перенесла очень трудный климатический период, непосредственно приведший к ограниченности пищевых ресурсов. Чем это было вызвано, вопрос спорный, но в результате этого популяция людей сократилась до 60-70 человек. По мнению генетиков  именно в  этой популяции берут своё начало корни праматери всех людей земли «Евы» - эрзянской Авы.

 

Чтобы исключить возможность самоистребления в результате внутренних конфликтов, верхушке сообщества  необходимо было  придумать способ собственного жизнеобеспечения и жизнеобеспечения своих близких. И такой простой и оригинальный способ сохранения жизни был найден путем ограничения доступа к пищевым ресурсам нежелательных элементов. Было установлено ограниченное количество имен для людей, населяющих территорию. Доступ к пищевым ресурсам, добываемым сообща, получили только лица, получившие имя. Безымянный человек становился изгоем, и, соответственно, не получал полноценного питания.

 

У некоторых африканских аборигенных народов до недавнего времени  исследователи отмечали традиционное наличие ограниченного количества имен на отдельно взятой населенной территории. Член племени без имени должен был завоевать себе имя  в бою, убив противника, и получить его имя, или ожидать смерти соплеменника и наследовать его имя.

 

Вот такая древняя непростая история у многозначного эрзянского слова ЛЕМ.
 
Михаил Репин, г. Нижний Новгород

 

 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   сентябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter