ДОКЛАД Председателя оргкомитета по проведению 3- го Инекужо Терюшань Сергу

                                                                                                              (Перевод с эрзянского )

                           ДОКЛАД

 

 Председателя оргкомитета по проведению  3- го Инекужо Терюшань Сергу

 

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА И ЗАДАЧИ ПО СОХРАНЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

 

Паро чи, эрзят, ялгат, инжеть!

Сегодня мы с прискорбием сообщаем, что эрзянский народ превращен в изгоя  в своей собственной республике, которая в начале 20 века была создана как форма эрзянской  и мокшанской государственности. Дело дошло до того, что мы, эрзяне, вынуждены  проводить свой эрзянский Конгресс за пределами республики Мордовия, которая пока еще остаётся  формой государственности эрзянского народа.

 Нас  не пугает и не останавливает то, что наш эрзянский Конгресс собрался не в столице республики  Мордовии Саранск, а за её пределами на  Лукояновской земле, нашей исторической Родине. Символично то, что междуречье Теши-Оки-Волги являлось историческим центром  формирования  эрзянской культуры, отсюда она распространялась по радиусу в разные направления. Согласно эрзянскому эпосу «Масторава» именно здесь Инешкипаз создал человека и назвал его «Эрзя» и было это время рождения эрзянского народа.

Мы собрались на  земле Эрзянь Мастор в критический момент для эрзянского народа, совпавший с экономическим кризисом в  России. Все  мы  являемся участниками исторического процесса, от которого будет зависеть демократическая основа нашего с вами  государства.

Эрзяне, здесь присутствующие, почувствовали на себе реальную угрозу нарушения своих гражданских прав и свобод. Эрзянский народ рассеян по всей необъятной России, и это территориальная разобщенность является для нас определенной преградой в защите своих прав и культурного  наследия. Но для собравшихся здесь расстояния оказались не помехой, мы приехали, чтобы защитить свои конституционные права.

 Нарушителем конституционных прав и свобод эрзян, стал чиновничий аппарат республики Мордовия, который в 21 веке  умудряется проводить курс национального, языкового и религиозного насилия над двумя народами в нарушении основных законов Конституции  Российского государства.

Группа людей, представляющая властные структуры республики Мордовия, объявила свою национальность как «Мордва», самовольно объединив под этим названием два различных народа. В своих речах мордовские власти и ученные демонстрируют явное превосходство над эрзянским народом, они без какого либо стеснения заявляют: «Эрзя – субэтнос, эрзянский язык – диалект, являющийся «узкоколейкой» (А. Лузгин, в интервью «Комсомолке»).

В Послании Главы республики Мордовия Госсобранию было сказано о  необходимости создания единого литературного языка. Распоряжением Главы Мордовии создана республиканская Комиссия по  формированию единого «мордовского» литературного языка -ЕМЯ.

Политическая «элита» Мордовии проводит агитации в местах массового проживания эрзян и мокшан, внедряет в умы свою мордовскую теорию единства народа, утверждая, что эрзя  есть субэтнос, который сможет стать  народом, только будучи «мордвой».

При этом мнение  непосредственно эрзянского  народа мордовских властй совершенно не интересует.

  Власть в республике Мордовия мордвинизирует молодое поколение эрзян, которое в силу исторической безграмотности  и политического влияния властей в настоящее время  полностью дезинформировано.

Отсутствие исторических знаний среди эрзянского населения России  дает возможность манипулировать  сознанием  людей, делая заявления: «Мордва» - это эрзя, ссылаясь при этом на то, что об эрзе как о «мордве» писали Рубук и Карпини.

Заявляю, что все сообщения об этом, западноевропейских авторов 6-17 вв., приведенные  Н.Мокшиным в книге «Мордва», а так же в работах других мордовских «ученых» не имеют ни какого отношения к эрзянскому народу.

 Всем  давно известно, что национальности «Мордвин», «Мордовка» эрзяне стесняются  и по возможности стараются избавиться от оскорбительной для них клички и стать русскими,  вследствие чего эрзяне за последние двадцать лет потеряли более 300 тысяч численности своего народа.

Эрзянский язык методично превращался и превращается в язык третьего сорта и как результат этого:

Старшее поколение, в большинстве говорит  родном эрзянском языке, а с детьми и с внуками разговаривает на русском.

Среднее поколение, в большинстве понимает родной эрзянский, но общается и воспитывает своих детей только на русском.

Молодое поколение, в большинстве своём уже не понимает родного эрзянского и общается только на русском.

Младшее поколение, до не знает и не понимает эрзянского языка и, естественно, общается только на русском.

Даже в местах  проживания у эрзянского народа нет детских садов, начальных и средних школ с обучением на эрзянском языке. Нет эрзянского радио- и телевещания.  Настоящей трагедией для эрзян стало закрытие малокомплектных школ в эрзянских селах.

Денежные средства, которые должны выделяться на развитие эрзянского языка, расходуются реально на кощунственное внедрение ЕМЯ-языка и выдуманную «мордовскую» культуру, с помощью которой вводят эрзян в летаргический сон.

Не могу обойти стороной и проведение  V-го  съезда «Мордовского» народа, который состоится осенью 2009 года, напрямую затрагивающего интересы  эрзянского народа.

В решении расширенного заседания Межрегионального Совета общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (протокол №6 от 18 сентября 2008г.) установлена следующая норма представительства: один делегат от 3 тыс. человек мордовской национальности как в Республике Мордовия, так и в субъектах Российской Федерации с компактным проживанием мордвы».

В этих строках находится прямое нарушение ст. 26 ч. 1  Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к определению и указанию своей НАЦИОНАЛЬНОСТИ».

 При этом  нарушаются права 282 делегатов, которых назвали и заставили быть «мордвой».

Легитимен ли будет такой «мордовский» съезд представлять ЭРЗЯНСКИЙ народ? Может ли «мордовский» съезд принимать решения, касающиеся настоящего и будущего ЭРЗЯ народа, особенно, его Души – эрзянского языка?


Молчание, пассивность в отношении защиты своих прав повлекут за собой в будущем отсутствие самих прав.


Настало время, когда общество и, как часть его, наш ЭРЗЯ-народ, должны переосмыслить ход истории, узнать культуру и прошлое предков, сопоставить детали и факты, сделать единственно верный выбор и защитить свою культуру и этнос. Пора познать героическое   прошлое своих предков, их настоящий нелегкий жизненный путь.

Мы не имеем никакого морального права предавать  героизм наших предков. Предать их равносильно предать своих отца и  мать, за этим последует неминуемое наказание, и отнюдь не от великого творца Инешкипаза, а от наших же детей – они  отплатят нам той же монетой.

Именно поэтому необходимо обозначить первоочередные национальные интересы, а именно:

1.  Восстановление исторического самоназвания – ЭРЗЯ

2.   Изучение, исследования и систематизация истории Эрзянь Раське

3.   Достойное воспитание детей на эрзянском языке с национальным  эрзянским самосознание

4.   Открытие эрзянских школ

5.   Открытие эрзянских Университетов

6.   Открытие театров, литературных обществ

7.   Организация эрзянских СМИ: газеты, телевидение, радио, журналы

8. Изучение национальной эрзянской веры

На III-ем эрзянском Конгрессе нам предстоит выработать ряд безотлагательных  мер по защите эрзянской национальной культуры и гражданских прав эрзянского народа:

1.                Защитить наш родной эрзянский язык, не дать его уничтожить, сорвать противозаконные действия «мордовских» властей, обратиться в прокуратуру РФ и ко всему мировому сообществу.

 

2.                Выразить протест в отношении  предстоящего 5-го съезда «мордовского» народа», грубо нарушающего Конституционные права эрзян. Объявить на съезде «мордвинизаторам» что в силу нарушения процедуры выборов делегатов данный  съезд не имеет никаких полномочных прав выражать интересы эрзянского народа.

 

3.                Добиться от правительства Мордовии соблюдение Конституции РФ, а именно:

 

 ст.26, которая дает право указывать национальность "эрзя", а так же пользоваться родным языком;

ст. 29, которой запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

 

В связи с этим:

-  немедленно прекратить называть эрзян субэтносом;

- прекратить называть эрзянский язык диалектом (наречием) несуществующего мордовского языка,

-   запретить использовать данные формулировки в научных работах и при преподавании во всех учебных заведениях;

- немедленно прекратить пропаганду превосходства мордовского несуществующего ЕМЯ языка над эрзянским национальным языком.

 

Эрзяне, проблема развития эрзянского народа и культуры  решаема, если мы нашими объединенными усилиями защитим основу, душу любой культуры, любого этноса - язык.

И этот вопрос нужно решать сегодня, здесь и без промедлений.

 

Доклад с III-го Конгресса эрзянского народа Терюшань Сергу. На эрзянском языке

 

 
 
20.09.2017
 Письма из провинции. Среднерусская Атлантида
8.09.2017
 О проекте «Доктрины размосквичивания»
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...

<<   сентябрь 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter