Антиэрзянская компания. Говорят факты. О чём?


 

 

Выход «нового», второго эпоса «Масторава – это сенсация. Глупостей. И коварства. Его составителями стали Г.Я.Меркушкин, В.В.Горбунов (после смерти), А. Шуляев и последней стоит фамилия А.М.Шаронова, которого, боясь публичного разоблачения, даже не пригласили на презентацию.

Новая «Масторава» - это поэтическое произведение А.М.Шаронова в переводе на русский язык Виталия Юшкина. Причем, удачным этот перевод не назовёшь. Откуда пришли-приехали после долгих лет молчания «составители», приходится гадать.

Общеизвестно, эпос – это, в основном, авторское произведение, написанное на основе богатого устно-поэтического творчества народа. «Составлять» его, тем более группой, невозможно. Он, довольно часто, пишется одним человеком. Для примера: Гомер— «Илиада», Элиан Лённрот – «Калевала»; Шота Руставели – «Витязь в тигровой шкуре»; Пумпур – «Лачплесис», Крейцвальд—«Калевипоэг».

Составить – значит расположить в определенном порядке, связав тематически, идейно или хронологически, литературные произведения разных авторов, издаваемых, чаще, раньше. Никто, ни один из составителей незаконнорожденной «Масторавы» ранее свои произведения в прозе или поэзии (главы, части, отрывки) не публиковал. Как вдруг стали соавторами А.М.Шаронова названные лица, остается додумывать. Думать много. И, в тоже время, слишком напрягать извилинки не стоит.

Какая же цель преследуется столь агрессивным и предвзятым отношением к гениальному труду Александра Шаронова? Почему так неистово стремятся унизить и уничтожить его «Мастораву». До этого не один год шел судебный процесс, а теперь вот этот изуверский шаг. Судом решено: единственный автор «Масторавы – Александр Шаронов. Не согласились. Решили взять верх выходом несовершенного перевода. Для чего совершаются эти нападки? С какой целью?

Ответ, если рассматривать сей факт изолированно, без связи с другими подобными, будет явно ошибочным, а поэтому и неубедительным. Тем более, если он будет вырван с временного ряда. Учитывая эти давно известные требования познания, получим следующую картину.

1989-1990 гг. Группой эрзян создана культурно-просветительная, ставшая было символом борьбы за свои права, общественная организация «Масторава». Развалили.

1993 г. В Саранске зарегистрирован Фонд спасения эрзянского языка, в этом же году им учрежден День эрзянского языка—праздник эрзянской словесности. Вместо него, спустя годы, «родили» День родного (считай, русского) языка и, как следствие, День эрзянского языка зачах. Его в самом деле – запретили.

1999 г. Преодолевая запреты, угрозы, препятствия, чинимые властями, после трех столетий забвения восстановлено проведение уникального дохристианского всеэрзянского молельного обряда «Раськень Озкс». В 2007 году была яростная попытка сорвать его проведение. Вместо обряда мордовские власти хотели, используя мощные радиоусилители, «порадовать» приехавших на моленье бом-бом песнями на русском языке.

2006 г. Негласный запрет провести в Саранске II Конгресс народа Эрзя. Чинили самые нелепые препятствия. С трудом пришлось найти помещение. Даже заранее арендованный и оплаченный зал не хотели предоставить.

2009 г. Из-за фактически невозможности провести III Конгресс-Инекужо Эрзя народа в Саранске вынуждены были собраться в г.Лукоянов Нижегородской области. И там «органы» не давали спокойно работать и там пришлось проводить Конгресс в полулегальном режиме.

1990-2009 гг. В мокшанском селе Теризморга Старо-Шайговского района построен комплекс зданий Мокшанского национального Центра. В эрзянском селе Вирь Тавла за двадцать лет кирпич не положен. Обещания, обещания длиною десятилетий.

1990-2009 гг. В эрзянских селах Дракино и Кажлатко Торбеевского района Мордовии вместо родного эрзянского языка ведется в школе… мокшанский. Протест Фонда спасения эрзянского языка не возымел действия. Так и продолжают омокшанивать эрзян.

2007-2009 гг. Более, чем двухлетний судебный марафон над газетой «Эрзянь Мастор». УФСБ и Прокуратура инкриминировали в вину газеты разжигание межнациональной и межрегиональной розни - экстремизм. В реальности – месть за критику республиканских и федеральных властей за их антиэрзянскую политику, за русификацию Эрзя народа, за критику отдельных чиновников. Верховный суд Республики и Верховный Суд Российской Федерации не удовлетворили просьбу Прокуратуры РМ, сняли с газеты все обвинения, оправдали. «Эрзянь Мастор» вещает читателей, строго соблюдая Конституцию России, федеральные законы и устав учредителя, Фонда спасения эрзянского языка, но властей, выходит, это не устраивает.

2007-2009 гг. Суд окончательно и бесповоротно назвал единственным автором эпоса «Масторава» Александра Шаронова. Махнули на существующие законы, на этот самый суд, и выпустили вторую «Мастораву». Вначале хохот и язвительные реплики породил пресловутый ЕМЯ, теперь - наличие двух эпосов. Бо-о-о-гачи! Каких свет не видал.

Вот после всего этого верь зовущему в чистые просторы слову «вместе».

Надеемся, истинные причины преследований автора «Масторава» Александра Шаронова поняли. Не эпос, как частность, а эрзянское национальное движение стало костью в горле для мордвы. Любое доброе, светлое начинание эрзянских активистов, стараются свести к нулю.

У эрзян камнем на шее висит прозвище «мордвин» и всё производное от него. Показывая, выдавая себя эдаким няней и опекуном народа Эрзя, мордвинисты на самом деле ускоряют его уход из жизни. Вместо поддержки инициатив эрзянских патриотов мордва, как бы не рядилась, ставит преграды на пути их воплощения в жизнь. Проводится ими, о чем говорят перечисленные факты, нейтрализация эрзянских культурно-масссовых акций, конкретных мероприятий, национальных общественных деятелей, ведут борьбу, по большому счету, против спасения языка и Эрзя народа, его идентитета. Перечисленные факты запретов, давления, угроз, преследований - неопровержимый аргумент в пользу сказанному.

Грязная возня вокруг «Масторавы» и «Эрзянь Мастор» - это вершина, видимая часть айсберга, основа его, гораздо ниже, в глубине.

газета "Эрзянь Мастор"

 

 
 
13.08.2017
 Древние знания народа Масторавы и современная физическая картина мира
26.07.2017
 Памяти Артёма Тарасова
8.07.2017
 Вспомним о князе Петре и эрзянской ведунье Февронии...
5.07.2017
  Удивительный дом в Костроме дал отпор поборам управляющей компании
13.05.2017
 Петушок и Кошечка: Экранизация эрзянской народной сказки

<<   август 2017    >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 


Эрзянь ки. Культурно-образовательный портал. 2008

Литературный сайт Эрзиана  Аштема-Кудо, эрзянский форум    Меряния - Мерянь Мастор  


Flag Counter